Подготовлено по документам и фотографиям Государственного архива Приморского края.
Проблема организации детского досуга – одна из актуальных тем, стоящих перед государством на протяжении уже многих лет. И подводные камни данной проблемы кроются не в вопросе: где? Где найти клубы, кружки или секции? А в вопросе: как? Как привлечь детей к дополнительным занятиям во внеурочное время? Как заинтересовать подрастающее поколение, чтобы они не бросали дополнительные занятия всего через несколько посещений?
В Государственном архиве Приморского края на хранении находятся документальные фонды Домов пионеров, детских учреждений, Отделов народного образования по городам и районам Приморского края, Управления образования администрации г. Владивостока, в которых представлены документы периода 50-80-х гг. прошлого века, дающие ответы на вопрос – как осуществлялась организация детского досуга в указанный период времени на территории Приморского края.
Решением данного вопроса занимались сами школы, при которых организовывались самодеятельные кружки и клубы, Дома пионеров и школьников, пионерские лагеря, детские спортивные школы.
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 22, Л. 4 об
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 20, Л. 5
ГАПК. Фотофонд, 02112, негатив на пленке Приморский край. Межколхозный пионерский лагерь «Сокол» на станции Океанская. Пионеры у костра за разучиванием песен. 1955 год
ГАПК. Фотофонд, 06290, негатив Занятия по художественной гимнастике в детской спортивной школе Фрунзенского района. 1970 год
Помимо этого, в период летних каникул также организовывались походы, спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха, детские площадки, туристические лагеря и станции.
Ф.Р-7, Оп. 8, Д. 621, Л. 67.
Ф.Р-7, Оп. 8, Д. 176, Л. 147
Ф.Р-7, Оп.8, Д. 176, Л. 173.
Работа по организации летнего отдыха учащихся начиналась заблаговременно, а по итогам прошедшего сезона составлялись отчёты. Одними из целей организации детского досуга являлись «активация внешкольной и внеклассной воспитательной работы, улучшение организации летней оздоровительной кампании детей и подростков, сокращение безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних»1.
Перед организациями стояли непростые задачи по воспитанию подрастающего поколения, прививания им понимания труда, взращиванию в них моральных качеств, чего было не добиться на занятиях исключительно в помещениях или в разговорах у костра. Поэтому для учащихся стали организовываться дальние походы и поездки на пограничные заставы, посещения музеев, кораблей и жизнеобеспечивающих организаций края, морские прогулки, туристические эстафеты, военно-спортивные игры, трудовые десанты в фермах совхозов. Всё это было призвано закалять детей, воспитывать в них смелость, силу духа и воли, прививать умение работать в команде. В то же время активно работали творческие мастерские, проводились экскурсии по краю и учебно-методические поездки, воплощались програмы обучения вожатых, проводились семинары пионервожатых отрядов.
На 1950-1980 гг. приходится и расцвет пионерских лагерей, в которые в данный период времени стали брать детей старшего дошкольного возраста. Разнообразнейшие программы лагерей совмещали в себе обучение, отдых, физическое и эстетическое воспитание. Проводились внутрилагерные соревнования и олимпиады, концерты, справлялись праздники. Особой любовью у детей пользовался День Нептуна.
При некоторых пионерских лагерях стали создаваться школы, которые отличались от обычных общеобразовательных. Обучение в подобных школах велось 5 дней в неделю, домашние задания не задавались, при этом перед педагогами стояла задача – дать прочные и глубокие знания по предметам.
1. ГАПК. Ф.Р-7, Оп. 8, Д. 621, Л. 7
ГАПК. Ф.Р-1583, Оп. 1, Д. 40, Л. 3,5, 4об (фото 12-14) (Дневник-эстафета загородных пионерский лагерей. Лето 1963 г. Владивосток)
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 28, Л. 2, 9 (Дневник-эстафета Загородных пионерских лагерей. Лето 1959)
Ещё одной формой организации детской занятости стали эстафеты пионерских дел, проводившиеся зачастую в приделах района. Школы, принимавшие участие в эстафете, передавали друг другу специальный дневник, который составлялся, вёлся и оформлялся учениками, куда они записывали важные и интересные проведенные ими мероприятия и сделанные дела.
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 29, Л. 1, 1об (Дневник-эстафета пионерских дел №2 школ Ленинского р-на за 1960 год)
Также в это время активно создавались пионерские дружины, принимавшие участие в школьных, лагерных, районых и краевых мероприятиях, проявлявшие инициативы и идеи по их проведению.
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 21, Л. 5об, 6об
Расширялись Дома пионеров и школьников, потому что с каждым годом учащихся, занимавшихся в кружках, становилось всё больше. Так «в сентябре 1967 года по улице Беговой открыт филиал дома пионеров, где для работы кружков имеется 8 комнат и зал на 80 мест»1. При некоторых домах пионеров имелись водные станции, а в парках устанавливались детские горки, карусели и качалки, строили автокордодромы для испытания автомашин и летние эстрады, зимой могли заливаться катки. Дома пионеров и школьников ставили своей целью «оказание всесторонней помощи школе, комсомольским и пионерских организациям»2 в расширении и углублении знаний учащихся, эстетическом, физическом и техническом воспитании детей. Занятия в кружках строились на теоретических и практических основах, дававших знания учащимся в области той или иной профессии, поэтому не редки были случаи, когда выпускники школ выбирали профессию, любовь к которой им была привита ещё со школьной скамьи.
Силами кружков Домов пионеров и школьников организовывались выставки детского творчества, доступные широкой публике, создававшиеся концертные бригады выезжали на пограничные заставы, одной из которых являлась застава «Хасан». Проводились совместные с моряками Тихоокеанского флота слёты туристов, создавались комнаты «Боевой славы», проводились городские соревнования по авиамоделизму, велась совместная работа с городскими и сельскими детскими библиотеками. Помимо этого, в летний период организовывались передвижные игротеки, перемещавшиеся по пионерским лагерям и площадкам при домоуправлениях.
1 ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 54, Л. 1
2 ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 54, Л. 2
ГАПК. Фотофонд, 06687, негатив
Пионерская ярмарка Солидарности в парке. 1986 год.
ГАПК. Фотофонд, 03086
Приморский край. Хореографический ансамбль городского Дома пионеров Спасска-Дальнего. Полька «В новых башмачках» в исполнении Оли Данилевской и Вовы Дутова. 1968 год.
ГАПК. Фотофонд, 04316, негатив-контратип
Юные авиамоделисты Владивостокского Дома пионеров готовятся к соревнованиям
Особой формой досуга учащихся являлись дальние многодневные походы, представлявшие собой синтез отдыха и обучения, во время которого происходило не только сплачивание коллектива, но и прививание ему любви к родине.
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 31, Л. 8об (Дневник похода пионеров по маршруту г. Владивосток – о. Сахалин за 1957 г.)
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 33, Л. 3, 10 (В честь 40-летия ВЛКСМ. 30-дневный переход юных туристов Владивостокского Дома пионеров в летние каникулы 1958 года. Маршрут: г. Владивосток -Шкотовский, Партизанский, Лазовский, Ольгинский, Тетюхинский, Чугуевский, Кавалеровский р-ны.)
ГАПК. Ф.Р-1383, Оп. 1, Д. 36, Л. 8 (приложение) (Дневник похода по маршруту Владивосток – Турий рог за 1961 год)
Не отставали в этом деле и детские спортивные школы, предлагавшие огромный спектр секций и кружков: футбол, волейбол, гребля, лёгкая атлетика, плавание и др. Проводились, районные, краевые и зональные соревнования, в которых принимали участие мужские и женские пионерские и школьные команды, почти всегда возвращавшиеся с наградами.
Ф.Р-7, Оп. 8, Д. 626, Л. 10
Ф. Р-7, Оп. 8, Д. 551, Л. 1
Ф.Р-7, Оп. 8, Д. 626, Л. 6
ГАПК. Ф.Р-7, Оп. 8, Д. 786, Л. 1
Помимо спортивных соревнований, школьники принимали участив в литературных конкурсах и всесоюзных олимпиадах.
ГАПК. Ф.Р-1383, оп. 1, д. 16, л. 2, 2об, 3 (Журнал юных литераторов, принявших участие в литературном конкурсе 1954-55 учебных годов. Владивостокский Дом пионеров)
Не прекращалась работа и в зимнее время. Как и с летним сезоном, подготовка к зимним мероприятиям начиналась заранее и требовала тщательного подхода. Так, кроме новогодних утренников и ёлок, для учащихся проводились концерты творческих коллективов, спектакли кукольного театра, смотры школьных музеев, спортивные соревнования по зимним видам спорта, КВН, коллективные походы в театры и кинотеатры. Открывались катки, горки, хоккейные коробки.
ГАПК. Ф.Р-459, Оп. 1, Д. 708, Л. 53
Ф.Р-459, Оп. 1, Д. 708, Л. 49
Ф.Р-459, Оп. 1, Д. 708, Л. 34
Продолжали свою работу кружки и клубы при Домах пионеров, детских спортивных школах.
В период 50-80-х гг. ХХ в. занятость детей во внеурочное время была неотъемлемой частью их жизни. Досуг, умело переплетенный с обучением, воспитанием и укреплением здоровья, был не чем-то обязательным или принудительным, а само собой разумеющимся, прививал детям ответственность, учил их самостоятельности и именно этим был столь привлекателен для них.
Ознакомиться с фотографиями архива по данной теме можно в разделе «фотодокументальные выставки» и в социальных сетях ГАПК.
Ведущий архивист отдела
использования и публикации документов ГАПК
Медведева У. С.