Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта


8 (423) 229-57-42

arhivpk@bk.ru

Поиск
глаз icon

К 85- летию (1939) со дня создания Приморской краевой плановой комиссии

По документам и материалам Государственного архива Приморского края

20 октября 1938 года Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский края, в связи с чем в 1939 году была создана Приморская краевая плановая комиссия. Постановлением оргкомитета Президиума ВС РСФСР по Приморскому краю от 1 июня 1939 года №559 было утверждено штатное расписание комиссии на 1939 год.

Ф. Р-26, оп.1, д.16, л.98.jpg

Ф. Р-26, Оп. 1, Д. 16, Л. 98

9 января 1940 года решением Первой сессии Приморского краевого Совета депутатов трудящихся плановая комиссия была образована в структуре Приморского крайисполкома.

Ф. Р-26, оп.22, д.1, л.15.jpg

Ф. Р-26, Оп. 22, Д. 1, Л. 15

Ф. Р-26, оп.22, д.1, л.21.jpg

Ф. Р-26, Оп. 22, Д. 1, Л. 21

Решением №43 от 24 декабря 1964 года Восьмой сессии девятого созыва Приморского краевого Совета депутатов трудящихся «Об объединении Приморских краевых (промышленного и сельского) Советов депутатов трудящихся в единый Приморский краевой Совет депутатов трудящихся» плановые комиссии двух исполкомов были также объединены в одну.

Ф. Р-26, оп.33, д.754, л.28.jpg

Ф. Р-26, Оп. 33, Д. 754, Л. 28

Комиссия осуществляла планирование и развитие народного хозяйства в крае, проверку выполнения планов. В ведении Приморской краевой плановой комиссии находилась деятельность районных и городских плановых комиссий, сама же она подчинялась Приморскому крайисполкому и Госплану СССР.

К 1940-м годам структуру комиссии составляли следующие секторы: промышленность и товарооборот, сводное и территориальное планирование, культура, здравоохранение и городской транспорт, материально-техническое снабжение, капитальное строительство, сельское хозяйство. К 70-80-м годам были образованы следующие отделы: руководства, сводного планирования, территориального планирования и размещения производительных сил, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, балансов и распределения материалов, жилищного и городского хозяйства, транспорта и связи, просвещения, культуры и здравоохранения, бытового обслуживания.

Так как под контролем Приморской краевой плановой комиссии находились планирование и развитие народного хозяйства края, ей приходилось решать и вопросы наводнений, которые всегда были одной из главных проблем этой местности. Расположенный на юге Дальнего Востока Приморский край сильно изрезан реками, при этом «общая протяженность главнейших рек составляет около 5000 километров»[1], а наибольшая густота рек наблюдается в южном Приморье, где сосредоточена довольно большая часть сельского хозяйства края. Однако на севере и северо-западе Приморья также имеется несколько довольно крупных рек, выход из берегов которых всегда наносит большой урон.

Приморский край располагается в зонах муссонного климата, что является причиной неравномерного распределения осадков в году, отчего большая их часть, до 80%, выпадает именно в летний период. Это, в свою очередь, приводит к переувлажнению бассейнов рек, соответственно к их разливу, а разливы к, зачастую, катастрофическим наводнениям. Летом в месяц наблюдается «дней с дождями в среднем около 15»[2], к тому же, идущие летом дожди часто носят характер ливней и могут продолжаться несколько дней подряд, из-за чего «суточный максимум осадков иногда достигает 250-290 мм»[3].

Ф. Р-510, оп.5, д.31, л.3об.jpg

Ф. Р-510, Оп. 5, Д. 31, Л. 3об

Наносимый наводнениями урон сильно ударял по хозяйству Приморского края, потому что затопленными оказывались наиболее экономически развитые районы и города с крупными предприятиями, также отмечалась полная гибель посевов на полях, расположенных в поймах рек, выходили из строя предприятия жизнеобеспечения населения. Всё это тормозило развитие края, поэтому решение вопроса наводнений было одним из приоритетов плановой комиссии.

Плановой комиссией собирались данные и справки о ходе и размерах наводнений, схемы разливов рек, данные о режимах водных путей, документы о размерах ущерба, причиненного наводнениями народному хозяйству.

Ф. Р.-510, оп.5, д.8, л.9.jpg

Ф. Р.-510, Оп.5, Д. 8, Л. 9

Ф. Р-510, оп.5, д.8, л.5.jpg

Ф. Р-510, Оп. 5, Д. 8, Л. 5

Ф. Р-510, оп.5, д.8, л1.jpg

Ф. Р-510, Оп. 5, Д. 8, Л. 1

Разрабатывались мероприятия по борьбе с наводнениями в Приморском крае, а также меры помощи пострадавшим территориям и ликвидации последствий наводнений.

Ф. Р-510, оп.5, д.8, л.67.jpg

Ф. Р-510, Оп. 5, Д. 8, Л. 67

Ф. Р.-510, оп.5, д.8, л.37.jpg

Ф. Р.-510, Оп. 5, Д. 8, Л. 37

Другим немаловажным вектором работы крайплана являлось улучшение и расширение сети дорог Приморского края. К 50-м годам ХХ века существующая в Приморье дорожная сеть была плохо развита, требовала существенных улучшений и постоянного ремонта, так как частые наводнения приводили к серьёзным повреждениям и даже разрушениям мостов. Искусственные сооружения на дорогах были преимущественно деревянными, что сильно сокращало срок их службы в условиях повышенной влажности Приморского края, и имели маленькую грузоподъёмность, а это резко ограничивало возможности перевозки.

«Общая протяженность дорог местного значения 5400 км, из которых гравийных 230 км, грунтовых улучшенных 1500 км и остальные дороги грунтово-профилированные и естественные»[4] – всё это делало большую часть дорог проезжаемыми только в сухое время года.

В подобных условиях развитие экономики края, причём по многим отраслям, сильно тормозилось, нарушалась связь с административными центрами, а также возникали немалые трудности с обороноспособностью края. Поэтому дорожно-транспортный вопрос стоял довольно остро.    

Для его решения в крайплан вносились следующие предложения: строительство новых дорог, среди которых Петровка – Душкино – Находка – Сучан – Сергеевка – Лазо – Даниловка – Петропавловка – Ольга, Варфоломеевка-Ново – Михайловка – Ковалерово – Устиновка – Серафимовка, Ольга и Ковалерово – рудник, Тетюхе – пристань Тетюхе, Ново-Михайловка – Чугуевка – Сандагоу – Архиповка – Лазо, Анучино – Еловка – Молчановка – Сергеевка. Первая дорога должна была соединять Краевой центр с автомагистралью государственного значения Хабаровск – Владивосток, Владивосток с портом в Находке, а также важные промышленные районы друг с другом. Вторая дорога имела большое значение для развития металлургической и лесной промышленностей, а также для укрепления обороноспособности края, так как была призвана связывать побережье с железной дорогой и автомагистралью Хабаровск – Владивосток. Третья и четвёртая дороги должны были соединять побережье с центральной частью Приморского края и выводить к главным железнодорожным и автомагистральным дорогам. Таким образом, данная сеть дорог должна была служить освоению отдаленных районов и обеспечивать бесперебойную транспортную связь с Владивостоком административных и районных центров.

Помимо этого, предлагалось продолжить строительство уже существующих к тому моменту государственных дорог, перевести часть дорог из сети местного в сеть республиканского значения, организовать постояннодействующую Дорожно-эксплуатационную службу для их содержания, привести в проезжее состояние дороги местного значения и, в первую очередь, дороги в пограничных районах, каждому району Приморья выделить для содержания дорог по одному трактору, автоприцепу, автомашине, кирковщику и грейдеру. А также предусмотреть перестройку всех искусственных сооружений на государственных дорогах и важнейших дорогах местного значения, заменив все деревянные трубы и мосты на железобетонные или металлические, усовершенствовать дорожное покрытие.

Ф. Р-510, оп.3, д.340, л.1.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 340, Л. 1

Ф. Р.-510, оп.3, д.340, л.5.jpg

Ф. Р.-510, Оп. 3, Д. 340, Л. 5

Ф. Р-510, оп.3, д.166, л.4.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 166, Л. 4.

Ещё одним важным направлением работы Краевой плановой комиссии было развитие коммунального хозяйства и капитального строительства в Приморье. Так в 1951-1953 гг. предусматривалось введение в эксплуатацию ряда необходимых для жизни объектов в городах края и развивающихся рабочих посёлках.

Только в одном Владивостоке планировалось закончить строительство бани на 100 мест около станции 1-я Речка, закончить проектирование отсутствующей в городе канализации и приступить к её строительству, продолжались работы по строительству трамвайной линии в рабочий посёлок завода им. Ворошилова, также планировалось существенно обновить трамвайный парк, закупив «9 трамвайных поездов, 9 моторных и 9 прицепных вагонов»[5]. Планировали продолжить работы многоквартирных и малоквартирных жилых домов, закончить проектно-изыскательные работы и приступить к постройке Лянчихинского гидроузла, составление проекта объездных путей с использованием имеющихся дорог для разгрузки центральных магистралей города. Продолжались работы по строительству теплофикационной сети, проектировалась трамвайная линия, которая должна была связать м. Чуркин с городом, велись работы по расширению разводящей сети горводопровода.

В то же время в Ворошилове (Уссурийск) планировалось закончить строительство гостиницы, расширить разводящую сеть водопровода для установки новых водоразборов. Из-за отсутствия трамвайных путей, в город поставлялись троллейбусы, учитывая большую потребность в пассажирских перевозках, реконструировались электросети, проектировалась канализация, а также планировалось заменить деревянный мост через р. Раковку на железобетонный.

В Артеме планировалась закончить строительство дворца культуры и Дома Советов, построить городской водопровод и гостиницу. В Сучане также планировалось построить водопровод и гостиницу, а также парк культуры и отдыха, расконсервировать и завершить строительство бани. В Спасске в это время шло строительство малоквартирных домов, планировалось расширение электростанции Цемзавода. Помимо этих городов, банное, прачечное и гостиничное строительство также охватило Лесозаводск, Иман, поселок Гродеково. Активно шли административная и жилищная застройки нового отдаленного Лазовского района, где требовалось срочное строительство собственного райцентра.

Выделялись ассигнования на благоустройство городов, районных центров и рабочих поселков, велся капитальный ремонт объектов благоустройства, выполнялись работы по озеленению. Все справки и другие документы поступали в Краевую плановую комиссию, занимавшуюся и руководившую планированием.

Ф. Р.-510, оп.3, д.342, л.1.jpg

Ф. Р.-510, Оп. 3, Д. 342, Л. 1

Ф. Р.-510, оп.3, д.342, л.3.jpg

Ф. Р.-510, Оп. 3, Д. 342, Л. 3

Но и это было далеко не всё. Так, в начале 60-х годов плановая комиссия принимала участие в развитии торговли между Приморским краем и Японией. Составлялись списки наименований товаров для импорта и экспорта, согласовывались образцы товаров, велась переписка с Министерством иностранных дел Японии.

Ф. Р-510, оп.3, д.344, л.5.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 344, Л. 5

Ф. Р-510, оп.3, д.344, л.14.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 344, Л. 14

Ф. Р-510, оп.3, д.344, л.20.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 344, Л. 20

Ф. Р-510, оп.3, д.344, л.22.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 344, Л. 22

Также в 1946 году Краевая плановая комиссия занималась сбором сведений о принесенных ущербах, связанных с военными действиями японцев. Поднимались материалы об ущербе, причиненном краю в связи с японской интервенцией 1918-1922 гг., о потерях, вызванных боевыми действиями у озера Хасан и на Халхин-Голе в 1938 и 1939 годах, а также о потерях в боях с японцами в 1945 году.

«В итоге агрессивных действий и оккупации империалистической Японией Советского Приморья – Государству СССР нанесен ущерб в сумме 116 960 386 рублей»[6]. Помимо этого, органам социального обеспечения Приморья пришлось принять на содержание за государственный счет детей-сирот и одиноких престарелых, потерявших кормильцев в войне с Японией. Огромные суммы выделялись на содержание и лечение инвалидов, лишившихся трудоспособности в ходе военных действий; раненым, контуженым, получившим увечья воинам из числа рядового и младшего начсостава назначались пенсии. «Все эти перечисления являются только суммой материального ущерба, нанесенного нашему Государству, не считая морального ущерба, причиненного народам нашей Родины, а моральный ущерб чрезвычайно велик и не поддаётся какому-либо счету»[7].

Ф. Р-510, оп.1, д.7, л.6.jpg

Ф. Р-510, Оп. 1, Д. 7, Л. 6.

Ф.Р-510, оп.1, д.7, л.16.jpg

Ф.Р-510, Оп. 1, Д. 7, Л. 16.

Ф.Р-510, оп.1, д.7, л.38.jpg

Ф.Р-510, Оп. 1, Д. 7, Д. 38

Помимо этого, Краевая плановая комиссия занималась и другими направлениями работы, например, сбором экономических описаний районов Приморья для более лучшего планирования народного хозяйства. Каждый район описывался, как бы сказали, «от» и «до»: географическое расположение, флора и фауна, сельское хозяйство и промышленность, при этом в каждой отрасли выделялись ведущие и отстающие пункты, состояние транспорта в районе, медицинского и коммунального обслуживания, наличие колхозов, совхозов, леспромхозов и пр., расположение населенных пунктов и т.п. По итогам составлялись паспорта районов, где вся собранная информация давалась в таблицах.

Ф. Р-510, оп.3, д.85, л.66.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 85, Л. 66

Так как зерно было необходимо для последующего развития сельского хозяйства в Приморском крае, птицу и поголовье скота требовалось обеспечить кормами, а население продуктами сельского хозяйства, Крайпланом ежегодно собирались записи о структуре посевных площадей. Несмотря на то, что жителями края осваивались новые целинные земли, которые в дальнейшем разрабатывались под пашню, частые наводнения вымывали плодородный слой почвы, а из-за обильных летних дождей происходило переувлажнение почв, что делало их временно непригодными для посева. Сбор записей о структуре посевных площадей позволял переразместить посевы, например, в районах вновь осваиваемых земель, или произвести перераспределение посевных площадей, уменьшив посевы одних культур и увеличив посевы других.

Также в Краевую плановую комиссию подавались справки о работе крупных предприятий, например о работе предприятий хлебопекарной промышленности, и не только это. Как ни странно, но Крайплан ведал даже мерами по дальнейшему развитию экономики и культуры малых народностей Севера Приморского края и производством сувениров и художественных изделий на предприятиях, подведомственных промышленному крайисполкому.

Ф. Р-510, оп.3, д.317, л.1.jpg

Ф. Р-510, Оп. 3, Д. 317, Л. 1

Ф. Р.-510, оп.3, д.343, л.1.jpg

Ф. Р.-510, Оп. 3, Д. 343, Л. 1

Но на этом деятельность Приморской Краевой плановой комиссии не заканчивалась, потому что было ещё очень много направлений.

  

Подготовила: У.С. Медведева

   



[1] ГАПК. Ф.Р-510, оп.5, д. 31, л. 3

[2] ГАПК. Ф.Р-510, оп. 5, д. 31, л. 4

[3] Там же.

[4] ГАПК. Ф.Р-510, оп. 3, д. 165, л. 1

[5] ГАПК. Ф.Р-510, оп. 3, д. 165, л. 4

[7] ГАПК. Ф.Р-510, оп. 1, д. 7, л. 39