Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта


8 (423) 229-57-42

arhivpk@bk.ru

Поиск
глаз icon

Арефин Степан Федорович: живописец, член Союза художников СССР.

Статья посвящена 100-летию (1922) со дня рождения Арефина Степана Федоровича, живописца, члена Союза художников СССР.

Основная тема творчества – дальневосточный пейзаж. 

Подготовлено по документам и фотографиям Государственного архива Приморского края.

Государственный архив Приморского края располагает архивным фондом «Арефин Степан Федорович» (Ф.Р.-1199) за 1938-1977, 2000.

19 декабря 2022 г. исполнится 100 лет со дня рождения Степана Федоровича Арефина (1922–2006), Заслуженного художника Российской Федерации, избравшего из многих видов творчества живопись и театрально-декорационное искусство. Он был художником высокого класса, талантливым живописцем, старейшиной художников театра Приморского края, мудрым, самостоятельным, неконфликтным человеком, добрым и жизнелюбивым. Такой же светлой и радостной была его палитра.

Степан Федорович Арефин родился 19 декабря 1922 г. в селе Боголюбовка Приморского края в крестьянской семье, его родители были переселенцами из Черниговщины. Отец его, Федор Андреевич, был ремесленником. Мать Степана Федоровича Арефина была домохозяйкой. Жили Арефины бедно, но дружно. В семье росло трое детей. Все они оказались способными или талантливыми. Старшая сестра Полина стала бухгалтером, младший брат Владимир – виртуозным скрипачом, композитором, автором лучшей песни о Приморье, ставшей позывными Приморского радио, ну а Степан стал художником.

Арефин С.Ф. 1960 г. ГАПК, фонд Р-1199.Оп.2.Д.4.Л.11.

В 1930 г. Арефины переехали на постоянное место жительства в Уссурийск. В школьные годы Степан посещал художественный кружок Дома пионеров, где настолько полюбил рисовать, что без карандашей и красок уже не представлял свою жизнь. По окончании восьмого класса средней школы начал работать в Уссурийском Доме Красной Армии сначала учеником художника, а потом художником. В 1941 г. Степан Федорович был призван в армию на действительную службу, которую проходил в Хабаровске, в студии военных художников Дома офицеров Красной Армии. Эта студия стала для него институтом. В годы Великой Отечественной войны там работали многие известные художники России, офицеры и рядовые, например, москвич Василий Завьялов, ленинградцы Михаил Козелл и Николай Баскаков.

Арефин настойчиво учился у них, постоянно участвовал в городских выставках. В 1944 г. на выставку произведений художников Дальневосточного военного округа он представил пейзажи, портреты и тематическую картину «Возвращение героя». Его этюд «Белая сирень», исполненный тепло и лирично, с хорошим знанием натуры, прямо с выставки приобрел Дальневосточный художественный музей. Ну а затем двадцатидвухлетний студент был назначен начальником студии военных художников Хабаровского Дома офицеров. В августе 1945-го Степан Арефин стал участником войны с Японией и знаменитого маньчжурского похода в Китай. В г. Цзямусы – интендантском центре японской армии, который взяли советские войска, он был начальником агитбригады, а в свободное время писал портреты, пейзажи, делал жанровые зарисовки китайского быта.

Арефин С.Ф. на этюдах. 1951 г. ГАПК, фонд Р-1199.Оп.2.Д.4.Л.2.


Арефин С.Ф. на этюдах. 1950 г. ГАПК, фонд Р-1199.Оп.2.Д.4.Л.1.

После окончания войны сотрудников Хабаровского Дома офицеров отправили в Южно-Сахалинск. На Сахалине главное место в творчестве Арефина занимали зимние пейзажи. Картины «Сахалинские сопки», «После бурана», «В сугробах», «Нахмурило», решенные несколько декоративно, но с большим художественным чутьем, несмотря на живописность, вызвали споры на окружных художественных выставках. Их называли «впечатлениями» (из-за отсутствия темы человека и труда), но это не помешало военному совету Дальневосточного округа наградить красноармейца Арефина за пейзаж «Сахалинские сопки» премией в тысячу рублей и творческой командировкой на Всесоюзную художественную выставку в Москву.

В 1947 г. Степан Федорович вернулся в Уссурийск, где в 1950-е был уже ведущим живописцем, создавшим творческую группу уссурийских художников и художественную мастерскую. В 1948-м – стал членом Приморского отделения Союза художников РСФСР, участником сначала краевых, а затем зональных, республиканских и всесоюзных выставок.

В 1949 г. Степан Федорович Арефин был принят в Союз художников Приморья.

В 1940-е годы Арефин начинал свой творческий путь не как художник театра, а как живописец. Великий труженик в искусстве, он полагал, что вдохновение – редкая гостья, и поэтому работал каждый день, чтобы вдохновение могло застать его во время работы. Степан Федорович трижды ездил на Академическую дачу художников в Вышний Волочок в Подмосковье, где, следуя традициям реалистической живописи художников-передвижников, совершенствовал мастерство и писал картины для республиканских выставок. Академическая дача и сегодня является высшей школой живописи, а в то время – тем более.

В 1960 г. Арефин совершал поездки на «Академическую дачу», где были созданы произведения живописи: пейзажи, картины, которые в дальнейшем участвуют на республиканских выставках в г. Москве.

Этюд «На лошадке» (1960 г.) создан зимой на «Академичке». Это была обычная постановка. Тогдашний руководитель дачи Александр Васильевич Волков поставил во дворе лошадь, запряженную в сани-розвальни, посадил в них старика-натурщика в тулупе и предложил живописцам творческого заезда, приехавшим со всех концов СССР, написать этюд. Но Арефин решил усложнить себе задачу. Он закомпоновал постановку как сюжетную картину: вечереет, крестьянин по зимнему полю порожняком едет в село, мерцает снег, небо низкое, пасмурное, серое, впереди перелески и деревенька.

Этюд «Оля» (1960 г.) тоже был написан на «Академичке». Портрет выполнен в красивой светло-сиреневой гамме, хорошо угаданы его цветовые отношения. Натурщицу Степан Федорович попросил улыбнуться.     

Степан Федорович Арефин – был очень талантливым профессионально-грамотным художником. Уже в 50-е-60-е годы картины «На прогулке», «Утро в приморском поселке», «Пржевальский в Уссурийском крае», «Приморская рожь», «Портрет врача В.В. Малышева», экспанировавшиеся на Всероссийских художественных выставках, сделали его одним из популярнейших художников Приморья.

В 1963-1972 гг. Арефин работал главным художником Уссурийского драматического театра.

В 1964 г. Арефин С.Ф. начинает участвовать во всех всесоюзных выставках театрально-декорационного искусства.

В 1972-1977 гг. Арефин С.Ф. работает художником-постановщиком краевого драматического театра им. М. Горького в г. Владивостоке.

В 1977-1987 гг. Арефин С.Ф. работает главным художником Театра юных зрителей в г. Владивостоке.

Произведения, созданные в 90-е годы, были более цветоносны, композиционно продуманы, в эти годы появилась свобода и широта письма.

1999 г. – главный художник Приморского Академического краевого драматического театра М. Горького.

1999 г. – присваивается звание Заслуженного художника Российской Федерации.

В 2006 г. Арефин С. Ф. умер в Уссурийске.

С полной коллекцией личных фотографий и работ художника вы можете ознакомиться в разделе фотовыставок.