Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта


8 (423) 229-57-42

arhivpk@bk.ru

Поиск
глаз icon

К 85-летию Владивостокского морского рыбного порта

В 2023 году исполняется 85 лет со дня организации Владивостокского морского рыбного порта.

Если обратиться за поиском сведений о Владивостокском морском рыбном порте, то на официальном сайте порта и в других открытых источниках найдем такую информацию:

«ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» — это полностью автоматизированное предприятие, имеющее на своем вооружении все необходимые средства для обеспечения оперативного выполнения погрузо-разгрузочных работ любой сложности.

В порту имеется 2 крытых склада, общей площадью 46 340,1 кв. метров, предназначенных для хранения продуктовых и других тарно-штучных грузов.

Их полезная площадь составляет более 41 349,5 кв. метров. На открытых площадках причалов Порта можно разместить до 500 тысяч тонн различных грузов.

На территории Порта функционирует современный контейнерный терминал, оснащенный высокопроизводительной перегрузочной техникой, расположены холодильники, с температурным режимом от -22 до 0 градусов.

Для обеспечения погрузо-разгрузочных работ  Порт располагает 36 портальными кранами грузоподъемностью от 6 до 121 тонн, 3 козловыми контейнерными кранами на пневмоходу, грузоподъемностью 45 тонн, 94 единиц автопогрузчиков и спецтехники, 82 единицы электропогрузчиков, что обеспечивает высокий уровень механизации грузовых работ.

В порту работает 1200 человек. Благодаря круглосуточной, посменной организации труда обеспечивается бесперебойная работа порта.»

https://www.fishport.ru/about/o-porte/

И мы понимаем, что так было далеко не с самого начала предприятия.

Но то, каким стал порт в настоящее время, было бы невозможно без самоотверженного труда работников, которые на протяжении 85 лет вкладывали свои силы в развитие предприятия.

Благодаря сохранившимся документам, нам – современникам представлена возможность знать и помнить, как все начиналось.

Государственный архив Приморского края располагает архивным фондом «Владивостокский морской рыбный порт Министерства рыбной промышленности СССР» (Ф.Р.-504.) с документальными материалами за 1938-1971 годы. Так как изначально рыбный порт был в подчинении Дальвостокрыбы, то некоторые документы, имеющие отношение к деятельности порта, отложились в архивном фонде «Открытое акционерное общество «Приморское рыбопромышленное объединение» (ОАО «ПРИМОРРЫБПРОМ»), (Ф. Р-1).

Документы первичной организации КПСС Владивостокского морского рыбного порта за 1943-1988 гг. представлены фонде «Партийный комитет Владивостокского рыбного порта» (Ф. П-2960)

В основном документальный фонд Владивостокского морского рыбного порта представлен отчетами по основной и финансово-хозяйственной деятельности, промфинпланами, также представлены справки и отчеты о мероприятиях по реконструкции порта. Среди фотодокументов представлены фотографии Владивостокского морского рыбного порта, сделанные в период 40-х – 70-х годов XX в.

Знакомясь с документами, можно проследить как проходило развитие предприятия, начиная с его основания.

Из хозяйственной записки к отчету Владивостокского морского рыбного порта по основной деятельности за 1938 г.:

«Владивостокский морской рыбный порт НКРП создан распоряжением СНК СССР от 26 ноября 1937 г. № 703 и дополнением к нему от 20 марта 1938 г. № 204-85 на базе бывшего 3-го района Торгпорта с включением в акваторию причалов №№ 48,49,50,51,52,53,54,56, 55,58 бухты «Диомид» и причалов Эгершельда №№ 1,2,3,4,5,6.» (Ф.Р-1, оп. 2, д. 44, л.1)

При составлении проекта постановления СНК, было предложено две редакции, в которых оговаривались организационные моменты передачи материальных ценностей рыбному порту. Если совсем коротко, то 1- я редакция Наркомвода предполагала передачу только территории со стационарным оборудованием, 2-я – Наркомпищепрома, «оговаривала передачу действующего предприятия с активными и пассивными ценностями» (Ф.Р-1, оп. 2, д.44, л.1). Экономсоветом была зачтена 1-я редакция. В силу чего порт, приняв только территорию, оказался неработоспособным.

В том же документе сообщается, что на дату формального окончания приемки Торговый порт вывез весь инвентарь, отказал в передаче рабочей силы   и жилфонда. Принятое портовое хозяйство находилось в полуразрушенном состоянии с примитивными устройствами и требовало капитальных работ по восстановлению. Территории причалов были заняты грузами других организаций.

Из хозяйственной записки к отчету Владивостокского морского рыбного порта по основной деятельности за 1938 г.:

«Складские помещения не могут обеспечить полностью хранения поступающих грузов и требуют капитального ремонта вплоть до реставрации /склады 561 и 562 со складированной в них солью/ с прогнившими полами и пришедшей в негодность оцинкованной обшивкой. Причальный фронт мелководен, недостаточен протяжением и не может через себя пропустить грузовые потоки. Причалы 52,54,1,2,3,4,5,6 совершенно не оборудованы и набережных не имеют. Проездные дороги, в полном смысле слова,  на территории порта отсутствуют. Электросиловые и осветительные сооружения недостаточны и требуют капитального ремонта». (Ф.Р-1, оп. 2, д.44, л.2).

Обеспеченность рабочей силой на дату начала функционирования порта  в 1938 г. из планового общего количества рабочих и служащих ИТР 1331 человека составляла только 154 человека. Помимо отсутствия материалов, отсутствовали и денежные средства. Имеющийся на тот момент портофлот не мог обслуживать швартовые работы.

В марте 1938 г. назначается первый начальник рыбного порта – единственная тогда женщина-капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина.

Фактически началом работы порта считается июль 1938 года, когда первым большим судном, ставшим на разгрузку в порт, стал пароход «Большой Шантар».

При условии низкой технической оснащенности порта, недостатке рабочей силы, остро стояла проблема неорганизованной работы клиентуры порта.

В объяснительной записке к годовому отчету по основной деятельности порта за 1940 г. отмечено, что «недовыполнение плана грузооборота обуславливается прежде всего невыполнением клиентурой порта своих планов подачи тоннажа и грузов…Тоннаж как правило подавался крайне неравномерно и вне утвержденного графика…Крайне неравномерная подача тоннажа и подача тоннажа вне графика лишало порт возможности правильно осуществлять оперативное планирование.» Простои порта чередовалась чрезмерной перегрузкой или «пиками». «Для ликвидации таких пик порт мобилизовал на погрузо-разгрузочные работы весь наличный состав, включая служащих управления порта и бойцов ВОХРа.» (Ф.Р-504, оп. 7, д.17, л.3).

По акту ревизии Владморрыбпорта от 25 августа 1941 г. план основной деятельности порта – погрузо-разгрузочных работ выполнен по общему грузообороту только на 90%.

Усугубила положение Великая Отечественная война. В первые месяцы войны около 80% работников порта ушли на фронт. Те, кто остался, в том числе и женщины трудились с удвоенной энергией.

Так же по-стахановски и ударно продолжили работу портовики и после окончания войны. В 1946 году порт выполнил полугодовой план переработки грузов не только раньше срока, но и с увеличением производительности труда    на 139% к плановой, снижением себестоимости переработки тонны груза на 5%, сэкономили 5 тыс. кВ/ч электроэнергии, обработали досрочно 38 судов.

Бригадиры грузчиков Агоев и Вантышев, грузчик Кожура, сменный механик Рогачев, конвейерщики Гладун и Петренко, электрообмотчик Герасимчук, мастер Ткаченко, капитан буксироного катера Юнак – это лишь некоторые фамилии тружеников порта, вложивших силы в развитие предприятия.

За успешное выполнение правительственных заданий в годы войны порту было присуждено и вручено на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета обороны.

В начале 50-х годов порт решено было ликвидировать и перевести в г. Находку. Но с ростом добывающего и рефрижераторного флота, увеличением добычи рыбы, а в связи с этим и ростом потока грузов, пропускной способности Находкинского рыбного порта было недостаточно. Совет министров СССР и Минрыбпром своим постановлением в 1955 г. предусмотрели не только сохранение рыбного порта во Владивостоке, но и его восстановление и реконструкцию.

В 1959 году Владморрыбпорт вошел в систему главного управления рыбной промышленности Дальнего Востока (реорганизованного позже в ВРПО "Дальрыба"), что положительно отразилось на его развитие, улучшилось финансирование и как следствие больше стало выделяться портового оборудования и техники.

Из материалов по реконструкции и организационно-техническому укреплению порта за 1957 г. основными задачами стали: строительство глубоководных причалов №№ 52,54, 55; капитальный ремонт причальных сооружений и складов на территории причалов №№ 49,50,51.; строительство 2-го холодильника; постройка общежитий для улучшения социально-бытовых условий рабочих. На 1959 г. планировалось строительство главного железнодорожного пути в тыловой части порта.

Постановлением Совета Министров в 1962 г. порт был включен в число 150 важнейших строек страны. С 1964 г. на территории порта развернулось большое строительство.

Но кроме поступления финансирования на реконструкцию порта, сами портовики активно включались в развитие предприятия. Уже у 50-е годы шло внедрение рационализаторских предложений. Только за период с 1954  по 1960 гг. было внесено 243 рационализаторских предложения. В отчете о поступлении и внедрении рационализаторских предложений за 1966 г. поступило 175, внедрили 136. Разрабатывались эффективные методы управления предприятием. С 1958 г. было создано постоянно действующее производственное совещание Владивостокского морского рыбного порта, где решались вопросы производственной деятельности при участии представителей всех категорий работников порта. В октябре 1967 г. была организована Лаборатория научной организации труда целью которой стало усовершенствование организации труда и производства. В период реконструкции предприятие возглавлял начальник порта Мехед Леонид Андреевич, должность главного инженера занимал Виктор Иванович Ракитин.

За несколько лет из отсталого предприятия Владморрыбпорт становится не только регионально, но уже всесоюзно значимым предприятием. Владивостокский морской рыбный порт занимал ведущее место среди портов Минрыбхоза СССР по объему переработки рыбопродукции.

В 1976 году за успешное выполнение заданий девятой пятилетки, внедрение передовых методов труда и комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ коллектив Владивостокского морского рыбного порта награжден орденом Трудового Красного Знамени. За высокие показатели в социалистическом соревновании по итогам 1984 года, порт удостоен переходящего Красного Знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Около 500 работников порта награждены различными правительственными наградами.

Сегодня Владивостокский морской рыбный порт – один из ведущих портов Дальнего Востока, хорошо известный как в России, так и в мире.

 

Фотографии трудового пути Владивостокского рыбного порта

1.ГАПК. Фотофонд. 0488 (а), 1946 г. негатив на пленке. Погрузка в рыбном порту

2.ГАПК. Фотофонд. 0488(б), 1946 г. негатив на пленке. Погрузка в рыбном порту

3.ГАПК. Фотофонд. 0488(в), 1946 г. негатив на пленке. Погрузка в рыбном порту

4. ГАПК. Фотофонд. 0488(е), 1946 г. негатив на пленке. Погрузка в рыбном порту

5. ГАПК. Фотофонд. П-1298, 1963 г. ВМРП разгрузка.

6. ГАПК. Фотофонд. П-2098, 1965 г. ВМРП.

7. ГАПК. Фотофонд. П-2098, 1965 г. ВМРП.

8. ГАПК. Фотофонд. П-2098, 1965 г. ВМРП.

9. ГАПК. Фотофонд. П-2098, 1965 г. ВМРП.

10. ГАПК. Фотофонд. 05889 реконструкция рыбного порта, 1970 г.

11. ГАПК. Газ. Красное знамя, 24 февраля 1976 г., № 45.

12. ГАПК газ Красное знамя, 19 март 1976 г. № 65.

13. ГАПК. Фотофонд. 4346, позитив, 1978 г. Мехед Л.А.

14. ГАПК. Фотофонд. 4366, позитив, 1978 г. Полторак Л.В.

15. ГАПК. Фотофонд. П-4364, 1978 г. начальники ВМРП встреча ветеранов 40-летие порта.

16. ГАПК. Фотофонд. П-4365, 1978 г. начальники ВМРП встреча ветеранов 40-летие порта.

Полную подборку фотодокументов можно посмотреть в разделе "Выставки"

Подготовила: А. Н. Галицких.

ГАПК. Фотофонд. П-2098, 1965 г. ВМРП1.jpg


ГАПК. Газ. Красное знамя, 24 февраля 1976 г., № 45.jpg