Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта


8 (423) 229-57-42

arhivpk@bk.ru

Поиск
глаз icon

«Документы Государственного архива Приморского края о «белом исходе» с территории России через Приморье. Год 1922-й» (Текстовый формат)

Ступина Е.В.

«Документы Государственного архива Приморского края о «белом исходе» с территории России через Приморье. Год 1922-й»

Подробное освещение документов Государственного архива Приморского края о «дальневосточном белом исходе» 1921 года было озвучено в рамках Х Гродековских чтений и затем опубликовано в материалах межрегиональной научно-практической конференции [9]. В указанной научной публикации были задействованы документы одного архивного фонда [2], ряд монографий по теме из научно-справочной библиотеки архива (НСБ ГАПК) и некоторые фотографии архива [8].

Несомненный широкий научный интерес являет завершающий 1922 год Исхода, представление о котором не могли дать «Приказы по Южно-Уссурийскому военному району за 6 января-17 июня 1921 года» [5] использованного ранее архивного фонда [2].

Ценный источник информации завершающего этапа Исхода – это «Дело за 1917-1924 годы об угоне белогвардейцами в Гензан пароходов «Монгугай», «Эльдорадо», «Защитник», «Пушкарь», теплохода «Взрыватель» - в Шанхай» [6] Управления Добровольного флота (г. Владивосток) в составе архивного фонда ДВМП [3].           Иллюстрация 1


Общество Добровольного флота (Доброфлот) было создано в России в мае 1879 года. Суда Доброфлота использовались, в первоочередном порядке, для пароходных линий на Дальний Восток. В 1925 году Доброфлот был переименован в управление Дальневосточной главной конторы Совторгфлота с подчинением Наркомату путей сообщения СССР [1.C.328]. Эта информация важна для понимания принципа формирования рассматриваемого архивного дела и сути происходящих процессов, описанных в документах этого дела [6].

Архивное дело сформировано не в строгой хронологической последовательности, а по событиям и тематическим делопроизводственным подборкам документов. Из них можно получить самую разнообразную и детальную информацию о событиях Дальневосточного Исхода 1922 года, а также предшествующих и последующих годов, связанных с судами Доброфлота, судьбами людей и общественно-политическими процессами, в которые они были вовлечены в этот период.

Виды документов в деле: телеграммы, донесения, рукописные и машинописные доклады капитанов судов и др. официальных лиц; переписка с Владивостокским управлением Доброфлота, Японским генконсульством; докладные записки и акты комиссий об авариях и ремонте судов, по передаче судов «через морское ведомство по военно-судовой повинности»; сличительные ведомости судового имущества для страхового общества «Саламандра» и о принадлежности судов «капитану 2-го ранга Графу Кейзерлингу», а также заявление графа Генриха Гуговича Кейзерлинга от 6 июля 1922 года вх.№ 5736 о получении возмещения стоимости реквизированного у него по военно-судовой повинности парохода «Чифу»; о неповиновениях судовой дисциплине матросов в период 1918 года и многие другие о возвращении судов, их ремонте и «возврате на Татарскую линию»[6.Л.27,29-30,53,119-121]. А также о флагах, под которыми суда должны были прибыть и прибыли. Телеграмма Генконсульства СССР в Шанхае от 30 марта 1925 года предписывала капитану парохода «Монгугай»: «по прибытии в порт Владивосток поднять на вверенном Вам корабле «Монгугай» вместо флага военно-морского транспорта – морской торговый флаг Союза Советских Социалистических Республик» [6.Л.38]. Копия телеграммы Управляющего Доброфлотом от 13 апреля 1925 года: «Сегодня Монгугай прибыл. Принят военными моряками … Пришёл в наш адрес под флагом Торгового Флота вымпелом Доброфлота … Вымпел Доброфлота спущен» [6.Л.52]. Об истории парохода «Монгугай» в изложении представителя Совторгфлота на Дальнем Востоке - в информационной справке в адрес «Губернского Комитета Партии РКП» за период с 1915 до момента его возвращения в СССР и обоснованием необходимости ремонта парохода для дальнейшего использования на Приморских линиях, и рассмотрение притязаний на владение судном между Морскими Силами Тихого Океана и Дальневосточным отделением Доброфлота [6. Л.50-51с оборотами].

О крахе частной судоходной коммерции – в личном заявлении судовладельца Г.Г. Кейзерлинга от 1 июля 1922 года: «Существующее в настоящее время у меня пароходное предприятие, интенсивно и усиленно обслуживает нужды русского северного побережья, давая местному населению … транспортировать грузы в те пункты побережья, в которые не заходят пароходы Добровольного Флота … и ранее пароходы совершенно не заходили. Принимая во внимание тяжёлое материальное положение побережного населения, явившегося результатом разорения его гражданской войной и событиями последних лет … путём установления необходимого товарооборота деревни с городом, моё пароходное предприятие предоставляет грузовладельцам всевозможные льготы по отправке грузов с побережья во Владивосток и обратно, вплоть до перевозки грузов в кредит, так как со многими из жителей побережья, занимающихся доставкой продуктов во Владивосток, у меня сохранились взаимоотношения ещё со времени функционирования моего предприятия до 1916 года. Между тем, регулярное и исправное выполнение рейсов по побережью, требует больших расходов, не всегда оправдываемых деятельностью имевшихся в моём распоряжении трёх, арендуемых мною пароходов «Алеут», «Тунгус» и «Воевода». … Я вынужден ходатайствовать … об ускорении уплаты мне, согласно постановлению Правительства*[Временного Приамурского], за реквизированный у меня* [в 1916 году] п\х «Чифу» - суммы 43.000 золотых рублей» [6.Л.30-30 оборот].

Наиболее подробно детали ухода Сибирской флотилии, «увода Старком судов из Владивостока» и бедственного положения всех сторон прослеживаются в донесениях капитанов судов Доброфлота и это - взгляд через призму судовых морских перевозок.

Доклад «О принятии мер по возвращению п/х Чифу Доброфлоту» от 11 января 1923 г. «О положении п/х «Чифу» Доброфлота с 20 октября 1922 года до момента перекрашивания 5 января 1923 года названия «Чифу» в название «Latvia» порта Риги и с 7 января 1923 года - под латышским флагом [6.Л.4-6 с оборотами]. «…1923 года в 11-45 дня 1 января пришли в Шанхай» [6.Л.6]. «…4 января 1 ч. дня … стали на якоря подошёл катер с Крейсера спросил какой нации п/х ответили, что Русские. Тогда Китайский офицер говорит, что такого флага Русского не имеется, а подымите флаг другой, под какими стоят в Шанхае Русские суда. С тем велел поднять якоря и уйти в Осунгу на большой рейд …. [6.Л.6-об.]                                                  Иллюстрация 2

Письма капитана п/х «Защитник» № 82 от 2-го и № 83 от 9 декабря 1922 г. из Гензана Управляющему делами Доброфлота во Владивостоке.

«Я и мои сослуживцы крайне удивлены тем обстоятельством, что до сего времени не получено от Вас никакого уведомления о положении вещей в Добровольном флоте вообще и касательно нас, стоящих в Гензане, в частности … Из сторонних источников узнал, что … произошли существенные изменения в связи с слиянием двух враждовавших между собою частей Добровольного флота … По предположению некоторых сведущих лиц наше ближайшее будущее рисуется в таком виде. Сухопутные войсковые части обращаются в беженцев и в таком виде высаживаются на берег с пароходов Д.Ф., имеемая морская администрация, по одной версии перебирается на Илью Муромца, который идёт в Фузан для соединения с флотилией, а суда Д.Ф.* [Доброфлота] остаются предоставленными самим себе, по другой, более вероятной версии, по высадке сухопутников, суда Д.Ф. комплектуются с Ильи Муромца командой, поднимается трёхцветный флаг и идут работать в свою пользу … возможно, нас, доброфлотцев, не желающих работать в контакте, выкинут на берег … 28 ноября все суда Д.Ф. и Охотск … были введены во внутреннюю гавань и поставлены на оба якоря …, а Илье Муромцу было указано место на внешнем рейде … на внутреннем рейде стоит японский миноносец … японцы хотят иметь ближайшее наблюдение за тем, что делается на пароходах … прибывавшие на моё имя письма, попадали в штаб Старка на Байкал и оттуда не возвращались … Имеете ли … сношения с японскими властями по поводу освобождения наших пароходов, нам здесь ничего не известно … суда принадлежат Добровольному флоту и потому не могут служить предметом купли и продажи, а равно гарантией задолженности третьих лиц, но ещё не исключена возможность переименования их в канонерские лодки, может быть иные названия дать и поступить по своему усмотрению, как это сделано со Взрывателем и Чифу. … Мы, капитаны судов, находимся в большой зависимости, даже еду получаем от них, съехать на берег без их шлюпки не можем … положение ужасное… Я здесь резко обвинял администрацию «Пушкаря» за оставление судна на произвол, но порою уже начинаю находить им оправдания – если о них не заботятся, то этим слагают с них ответственность … » [6. Л.20-21 с оборотами].                                                                                Иллюстрация 3

«Всё ещё не получая … ответа на свои письма, продолжаю напоминать о своём существовании… В Гензане продолжаем стоять в составе следующих судов: Монгугай, Эльдорадо, Защитник и Пушкарь, и транспорт Охотск, кроме того есть ещё два катера: Ординарец на ходу и Надёжный в побитом, и разграбленном виде, причём последний продаётся и, вероятно, за ничтожную цену. Илья Муромец и Чифу вышли 3-го с/м направлялись в Фузан и оттуда в Шанхай на соединение с Флотилией, которая 1-го вышла из Фузана. На Чифу уехали около 60 пассажиров, причастных к морской организации. Здесь остался адмирал Безуар и небольшой штат офицеров, размещённы[х] на наших судах в качестве командиров и вахтенных офицеров. Одно из предположений: по окончании ремонта Охотска адмирал идёт на нём капитаном со своими офицерами, и работают как коммерческое судно. Нас, добровольцев, передают в непосредственное ведение сухопутных частей, которые в недалёком будущем предполагают высадиться в Гензане в порту Лазарева, 10 миль от Гензана, где уже идут работы по приспособлению японских казарм для зимовки наших* [слово «солдат» зачёркнуто] беженцев с семьями. После этого возможно, что нас поставят на зимовку. В этом случае необходимо позаботиться о том, чтобы … было обеспечено угольное снабжение и всё остальное для быстрого выхода в море… По наведённым мною справкам, на Пушкаре … сняты некоторые клапана, монометры, амперметр и ещё кое-что и всё увезено на Охотск. Шлюпок ни одной нет, имущество всё растащено, и вообще возврат его будет затруднителен благодаря отсутствию капитана, впрочем, всё покажет будущее.

Местный консул … держит сторону Безуара и флотилии. Недавно я принёс к нему судовую роль для отметки выбывших лиц из состава экипажа и консул отказался это сделать… Он желает видеть нас, капитанов, сведённых окончательно на нет и считаться только с военными командирами, принимая наше разрозненное положение, трудность сообщения с берегом и между собой, и полное отсутствие связи с Владивостоком…, при полном безденежье получается положение, при котором можно провалить какое угодно дело … Считаю своим долгом предупредить, что мои сослуживцы ещё недолго выдержат полуголодное существование и оставят пароход, что не может не отразиться на самом пароходе, как и невероятие возврата его во Владивосток, политика же наших противников … сделать наше пребывание на судне невозможным … тогда у них руки будут развязаны. А потому ещё раз напоминаю, что в интересах дела переведите денег, сколько возможно» [6. Л.17-17-об.]

Владивостокское Управление Доброфлота не бездействовало. Вот текст претензии исполняющего должность Управляющего В.А. Гвоздарёва и Особоуполномоченного делами Добровольного Флота на Дальнем Востоке Ив. Леонидова в Японское Генеральное Консульство № 57/2725 от 11 декабря 1922 года: «В настоящее время в порту Гензан находятся суда Добровольного Флота: «Монгугай», Эльдорадо», «Защитник», «Пушкарь», захваченные и уведённые из Владивостока белыми мятежниками в конце Октября сего года. Как известно, Флот этот не военный и представляет собой национальное коммерческое пароходство, Правление которого находится в Москве … Находящиеся в Гензане белые, стремятся испортить машины и разграбить судовое имущество, чтобы отнять у означенных судов возможность самостоятельного возвращения во Владивосток ... Дальневосточному Отделению Добровольного Флота известно, что один из похищенных пароходов «Взрыватель» уведён … за пределы Японской юрисдикции …» [6. Л 25-25 оборот].

В телеграмме Гвоздарёва от 7 января 1923 года в Московский Доброфлот информация изложена кратко, как и надлежит этому виду документов: «… Монгугай, Эльдорадо, Защитник, Пушкарь находятся в Гензане. Имеют на борту бежавших белых. Возвращение затруднительно. Может быть разрешено только дипломатическим путём ввиду занятия японцами свойственной им позиции. Выезжавший Гензан наш представитель для освобождения привода Владивосток судов возвратился без результата. Взрыватель уведён Старком Шанхай, Чифу был передан Дитерихсом Кейзерлингу последним. Уведён, по-видимому, Японию»*[знаки препинания добавлены авт.][6. Л.35-36].                                         Иллюстрации 4 и 5

В рассматриваемом архивном деле 237 листов с большим количеством разноплановых исторических документов, которые могут служить полноценным источником достоверной информации для научных исследователей различных тем этого сложного хронологического периода.

Некоторые электронные образы документов Государственного архива Приморского края о «белом исходе» [2] были использованы в составе выставок документов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ): «Казачество в годы Гражданской войны. Исход. Эмиграция. 1920-1922» (2019 год) и «Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества. К 100-летию Исхода» (2020 год) в рамках исследования истории участия казачества в Исходе. Выставки были представлены на сайтах РГАСПИ и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств; соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, с экспонированием в Москве и Париже.

Выставочная популяризация документов нашего архива этой тематики была продолжена в 2022 году. В октябре-ноябре во Владивостоке прошёл ряд научно-популярных мероприятий в рамках празднования столетия окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке России. Некоторые документы Государственного архива Приморского края, пять из общей массы архивного дела [6], а также копия страниц из вахтенного журнала ледокола «Добрыня Никитич» от 21 октября 1922 года [3], экспонировались в рамках выставок: «Последний исход. Владивосток.1922-2022», «1922 год. Дальневосточный Исход» и   «Последние гардемарины» в Арт-галерее «Централь». В числе привезённых выставочных баннеров с документами, фотографиями, картинами из федеральных архивов, музеев и частных коллекций особый интерес для приморцев представляли такие, как: «Морское училище во Владивостоке», «Оставшиеся на Родине», «Вернувшиеся на Родину» и другие. В рамках Владивостокской выставки «Дальневосточный Исход.1922 год. К 100-летию эвакуации русских войск и флота из Приморья» экспонировались разделы: «Сибирская флотилия в Гражданской войне.1921-1922», «Последние бои и оставление Приморья осенью 1922-го», «Земская Рать в китайских лагерях.1923», «Казачья группа генерала Ф.Л. Глебова в Гензане и Шанхае. 1923-1926».

Экспозицию украсил флаг, под которым эскадра Старка покидала Владивосток в 1922 году. Значимость и святость Андреевского флага описана в приказе [4] Командующего Сибирской Флотилией № 131 от 25 августа 1918 года: «Приняв, после событий 29-го Июня сего года, назначение … Командующего Флотилией, я поставил себе две главные задачи: 1. Спасти от окончательного расхищения имущество Морского Ведомства и поддержать жизнь в его учреждениях; 2. Сохранить неспущенным на судах Флотилии Андреевский флаг, плавая под которым Российский Флот вписал немало почётных и славных страниц в свою историю. Дальний Восток является, быть может, единственным местом в России, где Андреевский Флаг ещё не был спущен. Всякий, кто верит, что Россия не окончательно погибла и сохранит … хотя бы часть своей морской границы, должен … понимать, что она не сможет в будущем жить без флота в том или ином виде и размере» [7.Л.16].                                                                                    Иллюстрация 9

Спустя 84 года от Исхода, в Сан-Франциско Андреевский флаг Сибирской флотилии был вручён легендарному мореплавателю Леониду Константиновичу Лысенко [10] и с ним возвратился на родную землю. А сам Леонид Константинович стал автором книг «Русские без России. Очерки о российских эмигрантах, встреченных в походах по Австралии и США» и «Сто тысяч миль по морям и судьбам. Записки яхтенного капитана».

                                                                           Иллюстрации 6, 7, 8

В источниковедении есть понятие «достоверность источника». Исследователи архивных документов всегда обязаны это помнить при анализе информации из документов по всему спектру особенностей, как положено в науке. Государственный архив Приморского края хранит, в своём максимальном преобладании, документы советского и постсоветского периодов. За дореволюционный период архивных фондов мало и документы в них - в неполном комплексе. Поэтому при оценке этих источников требуется учитывать два фактора: делопроизводственную достоверность документов «царской России» и оценочные (идеологические) особенности формирования архивных дел раннего и последующих периодов советизации.

Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица», состоявшийся во Владивостоке в этом году, предложил взглянуть на «горький хлеб эмиграции» с целью примирения «уехавших» и «оставшихся». Бессмысленно сравнивать, кому было хуже; искать виновных и рассуждать в сослагательном наклонении. Трагические испытания выпали на долю всех. Потеря Родины и себя в ней, вынужденная эмиграция и обустройство на чужбине – одних; при строительстве нового государства – других. Кровавые жернова перемололи всех: тех, кто стремился к власти; кто воевал ради идеи или потому, что так сложилось; и тех, кто воевал за Родину.

До 2022 года у историков и архивистов стояла задача сохранить и озвучить правду о тех, кто боролся за стабильность, порядок, сберегая Россию, и выполняя долг профессиональный и гражданский. За прошедшие сто лет было построено и разрушено новое государство – СССР. Сегодня вновь звучит набатом старая геополитическая повестка: сохранить Россию. И важнейшая задача: остановить искажение исторических фактов, подмену понятий и сохранить реальную мировую историю.

Архивные материалы:

1. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Путеводитель по фондам Государственного архива Приморского края.- Владивосток. Русский Остров, 2009.- 560 с.

2. ГАПК. Архивный фонд «Южно-Уссурийский военный район » (Ф.Р - 1500)

3. ГАПК. Архивный фонд «Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) Департамента морского транспорта Министерства транспорта России » (Ф.Р - 46)

4.ГАПК. Архивный фонд «Коллекция документов о событиях в Приморье. 1917-1922 гг.» (Ф.Р-715)

5. ГАПК. Ф.Р.1500. Оп.1. Д.2. Л.1-127.

6. ГАПК. Ф.Р. 46. Оп.78. Д.4. Л.1- 237.

7. ГАПК.Ф.Р-715. Оп.1. Д.12. Л.16.

8. ГАПК. Ф.П.3135.Оп. 6-П (позитивы). П-9535.

Материалы конференций:

9.Ступина Е.В. Документы и материалы Государственного архива Приморского края о «Белом Исходе» с территории России через Приморье в 1920-е гг. // Десятые Гродековские чтения: к 80-летию начала Великой Отечественной войны и 75-летию Токийского процесса над японскими военными преступниками: материалы научно-практ. конф.- Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2021.-Том I. С.66-74.Ил.5.

Персона:

10. Леонид Константинович Лысенко. Родился в Хабаровске в 1942 году. В 1965 г. окончил судоводительский факультет Дальневосточного высшего инженерного морского училища им. Г.И. Невельского. Кандидат технических наук, доцент. Мастер спорта по парусному спорту, член английского клуба «Выжиматели ветра». Ходил капитаном яхт в 30-ти дальних спортивных плаваниях и крейсерских гонках. Был неоднократно победителем и призёром престижных парусных регат «Кубок Балтийского моря», «Белый парус Мира» и «Толл Шип». Выводил яхту на старт гонок «Сидней – Хобарт» и «Кубок Южного Креста». В одиночку пересёк Атлантический океан. Подготовил 9 мастеров спорта и около 100 перворазрядников. Состоит в Географическом обществе России с 1965 года. Руководил экспедициями по маршрутам В. Беринга и Г.И. Невельского в 1973-1993 гг. В дальних плаваниях собрал обширный материал по истории Русского Зарубежья и опубликовал около 150-ти статей. Установил восемь памятников и памятных знаков русским первопроходцам.

Подписи к иллюстрациям статьи:

1. Сопроводительное письмо к архивному делу об угоне судов в Гензан и Шанхай [6.Л.1].

2. Фрагмент донесения о смене названия парохода «Чифу» на «LATVIA» [6.Л. 6-оборот].

3. Оттиски печатей и штампов парохода «Защитник» от 02.02.1923 [6.Л. 22].

4-5. Телеграмма Доброфлота (Владивосток) в Доброфлот (Москва) от 07.01.1923. [6.Л. 35-36].

6. Леонид Константинович Лысенко передаёт в дар Государственному архиву Приморского края свои книги. Лето 2021 года.

7. Дарственная надпись автора книги «Сто тысяч миль по морям и судьбам».

8. Дарственная надпись автора книги «Русские без России»

9. Л.К. Лысенко показывает архивистам легендарный Андреевский флаг Сибирской Флотилии. Лето 2021 года.

Иллюстрация 1.jpg


Иллюстрация 2.JPG

Иллюстрация 3.JPG

Иллюстрация 4.JPG

Иллюстрация 5.JPG

Иллюстрация 6.jpg

Иллюстрация 7.JPG

Иллюстрация 8.JPG