Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта


8 (423) 229-57-42

arhivpk@bk.ru

Поиск
глаз icon

Великая Отечественная война и детская безнадзорность в Приморском крае

Великая Отечественная война и детская безнадзорность в Приморском крае  

Целью данного сообщения является представление документов архива, как части источниковой базы в реализации исследований по теме «Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в Приморье». Необходимость этого была вызвана тем, что исследователями, предметом научного интереса которых является тема «Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в Приморье», практически не привлекались документы архива, о чем свидетельствует картотека пользователей. И прежде всего это документы исполнительной власти и бывших партийных структур. В ведении первых находились вопросы разработки мер по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Вторые осуществляли руководство и контроль за реализацией этих мер. Основные виды документов представлены постановлениями, решениями, отчетами, докладными записками, информационными письмами и справками.

Ключевые слова: Приморье; Великая Отечественная война; органы власти; детская безнадзорность и беспризорность; комиссии; детские дома, опека, патронат, правонарушения, детские колонии.

The Great Patriotic War and child neglect in Primorsky Krai. According to the documents of the State Institution «State Archive of Primorsky Krai».

The purpose of this message is to present the archive documents as part of the source base in the implementation of research on the topic "Combating child homelessness and neglect in Primorye". The need for this was caused by the fact that researchers whose subject of scientific interest is the topic "Combating child homelessness and neglect in Primorye" practically did not involve archive documents, as evidenced by the card file of users. And first of all, these are documents of the executive power and former party structures. The former were responsible for the development of measures to combat child homelessness and neglect. The latter provided guidance and control over the implementation of these measures. The main types of documents are represented by resolutions, decisions, reports, memos, information letters and certificates.

Keywords: Primorye; the Great Patriotic War; child neglect and homelessness; commissions; guardianship, patronage, offenses, children's colonies.

Достигнутые к концу 1930-х годов успехи в борьбе с детской беспризорностью в стране, в том числе и в Приморье, повлекли за собой изменения и в системе организации этой работы. Были упразднены или ликвидированы отделения Добровольного Общества «Друг Детей», затем детские комиссии и различные комитеты помощи беспризорным детям и детям, оставшимся без попечителей. Организация работы перешла к комиссиям, создаваемым при исполнительных органах власти и органах НКВД. Главное внимание партийных и советских органов направляется на борьбу с детской безнадзорностью. При этом стоит отметить, что и в наименовании решений и постановлений с этого времени преобладает термин «детская безнадзорность». Или отдельно рассматривается вопрос о мерах по борьбе с безнадзорностью или в сочетании с беспризорностью. В качестве примера приведу решение Сучанского (ныне Партизанского) горисполкома от 5 августа 1940 года «О мероприятиях по борьбе с детской безнадзорностью в городе». В целях предупреждения безнадзорности среди детей решением предусматривалось: а)воспрепятствовать пребыванию детей до 14 лет на улицах после 22 часов без сопровождения взрослых, б)воспретить продажу билетов и пребывание детей до 14 лет на вечерних спектаклях, киносеансах, клубах, садах и других зрелищных и увеселительных местах, в)воспретить допуск детей до 16 лет, учащихся всех видов школ на танцевальные площадки, рестораны, буфеты, в которых производится продажа спиртных напитков, г)установить ответственность родителей и опекунов за нарушение настоящего решения в виде предупреждения, штрафа до 100 рублей, исправительно-трудовых работ до 30 дней. [1.Оп. 3. Д. 351. Л. 26].В условиях войны в Приморском крае, как и по всей стране, произошел рост детской безнадзорности и связанный с нею рост беспризорности. К факторам, способствующим этому, исследователи относят недостатки в работе детских комиссий, упущения в воспитательной работе с детьми в школах, училищах, отсутствие организованного досуга детей в свободное от учебы время, имевшиеся еще в довоенное время. Кроме этого, в военное время значительно ослабла воспитательная и контролирующая функция семьи, связанная с мобилизацией мужского населения на фронт и занятостью женщин на производстве и в сельском хозяйстве.

За 1941-1946 годы органами исполнительной власти и партийных структур Приморского края было принято более 80 решений и постановлений о борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью. Содержание документов касалась вопросов, связанных с разработкой мер по предупреждению детской безнадзорности, в том числе работе комиссий по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью, комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, а также работе детских учреждений, куда устраивались дети (детские приемники-распределители, детские дома).     Отмечая во все годы неудовлетворительное состояние работы органов, в ведении которых находилось организация работы с безнадзорными и беспризорным детьми, а также работы предприятий, учреждений, куда трудоустраивались дети, оставшиеся без родителей и попечительства, в документах определялся комплекс мер предупредительного характера. Например, в принятом от 14 мая 1942 года решении «О мерах борьбы с детской безнадзорностью в городе» Владивостокский горисполком в числе общих мер по предупреждению безнадзорности и борьбе с нею, предпринимаемых еще в довоенное время, обязывает для организации досуга детей во внеучебное время открыть детский парк, оборудовав его детскими площадками и играми(качели, карусели, комнаты отдыха и др.), на летний период при школах и домоуправлениях организовать детские школьные площадки, соответственно оборудовать их. [2. Оп. 5. Д. 15. Л. 75,76].

Число безнадзорных, как и в довоенные годы, так и в военное время пополнялось за счет детей, бежавших из общеобразовательных школ, из семей, из ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения, а также из предприятий, куда трудоустраивались подростки. Например. Как следует из решения Владивостокского горисполкома от 10 августа 1943 года «Об усилении работы по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей» из 515 трудоустроенных подростков из-за отсутствия необходимых условий на производстве закрепилось только 260 чел. Только за первую половину 1943 года во Владивостоке было выявлено 430 детей, оставшихся без родителей, которых требовалось трудоустроить. [ 2. Оп. 5. Д. 29. Л. 17]. Для предупреждения роста числа безнадзорных детей среди трудоустроенных подростков необходимо, как считает горисполком, не только оказывать помощь подросткам в освоении профессии, но и устраивать их в лучшие общежития, обеспечивать достаточным питанием, стиркой белья, починкой обуви. Особое внимание в решении отводится организации досуга детей (клубы, красные уголки, библиотеки). [2. Оп. 5. Д. 29., Л.,18].

Отмечая в целом рост безнадзорности и беспризорности в крае за 1943 год, бюро Приморского крайкома ВКП(б) на своем заседании от 26 января 1944 года подчеркивает факт роста количества детей, занимающихся хулиганством, карманными и квартирными кражами. Например. Только в результате одной ночной облавы во Владивостоке органами милиции было задержано 32 подростка в возрасте от 12 до 16 лет, замеченных в правонарушениях.[3.Оп.6.Д.40.Л.148]. Признавая работу органов, ответственных за реализацию мер по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью неудовлетворительной, крайком постановляет создать краевую комиссию по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. [3.Оп.6. Д.40. Л. 148об]. В обязанности комиссии вменялось выявление и учет безнадзорных и беспризорных детей, определение детей в детские дома, под опеку, на производство, в трудовые колонии, а также решение вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся детям, привлечение к ответственности руководителей предприятий и учреждений, опекунов и родителей за беззаботное отношение к материальному обеспечению, воспитанию и обучению детей. Для помощи беспризорным и безнадзорным детям Приморский крайком ВКП(б) крайком обязывал крайторготдел создать специальный фонд промышленных товаров и продовольствия. [3.Оп.6. Д.40. Л.149]. В начале 1944 года комиссии были образованы в городах Владивостоке и Ворошилове (ныне г. Уссурийск). [4. Оп. 1. Д. 989. Л.63]; [6. Оп. 2. Д. 23. Л. 27]. и в районах Приморского края. Здесь надо отметить, что случаи детской беспризорности в сельских районах либо вовсе не имели места, либо их число было крайне незначительным, в отличие от случаев безнадзорности. [1. Оп. 1. Д. 106. Л. 12].

В результате отсутствия должного внимания к работе с детьми, особенно во внеучебное время, со стороны партийных, советских и комсомольских организаций, органов народного образования рост безнадзорных и беспризорных детей отмечается и в 1944 году. Причины роста безнадзорных детей остаются теми же, что и прежде: отсутствие мест для отдыха, для занятий физкультурой и общественно-полезным трудом. По-прежнему значительная часть детей целыми днями находится у кинотеатров, магазинов, на рынках, занимается перепродажей сигарет, билетов в кинотеатры, становясь впоследствии правонарушителями. Только за первый квартал 1944 года органами милиции во Владивостоке за различные преступления было задержано 2100 подростков, из которых почти две тысячи (1960 чел.) - безнадзорные, числившиеся учащимися школ, училищ и трудоустроенными подростками. В течение первого полугодия 163 подростка были направлены в специальные колонии для малолетних преступников, значительное количество осуждено за уголовные преступления. [3. Оп. 6. Д. 45. Л. 109]. В числе мер по предупреждению безнадзорности детей Приморский крайком ВКП(б) обязывает ответственных лиц оборудовать в г. Владивостоке на базе бывших спасательных станций ОСВОДа детские порты, на них парусную, гребную флотилии и лодочные станции; на базе морского клуба организовать детский морской клуб, где сосредоточить работу по привитию навыков морского дела. Кроме указанных мер, крайком принимает решение обратиться в ЦК ВКП(б) и СНК СССР с просьбой об организации в крае специальной школы ФЗО для обучения беспризорных детей и открытии детской трудовой колонии. Для устройства безнадзорных и беспризорных детей младше 16-ти лет, не замеченных в правонарушениях, крайком обязывает расширить сеть детских домов на 200 мест.[ 3. Оп. 6. Д. 45. Л.110].

Достаточно подробная информация о состоянии детской безнадзорности и беспризорности в Приморском крае в 1944 году приводится в докладной записке (автор документа не указан) на имя прокурора Союза СССР «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством в Приморском крае в 1944 году». Как следует из докладной за первое полугодие 1944 года детскими комнатами г. Владивостока, отделами по борьбе с беспризорностью НКВД и милиции задержано 3904 чел. Из них беспризорных 194 чел., остальные 3710 чел. – безнадзорные. Из общего числа безнадзорных 717 чел. - учащиеся, 271 чел. нигде не учится. Привлечены к уголовной ответственности 408 чел., из них 31 чел. - беспризорные, остальные 377 чел. – безнадзорные. В трудовую колонию НКВД направлен 71 подросток. По социальному происхождению большинство привлеченных к уголовной ответственности - это дети из семей рабочих и служащих. Самая малочисленная по социальному происхождению группа из задержанных - это дети колхозников. За 3-й квартал было задержано 2419 детей. Если за месяц первого полугодия задерживалось 650 детей, то за месяц третьего квартала число задержанных значительно выросло - 806 детей. (подсчитано автором).. Из общего числа задержанных 284 чел. - беспризорные, 2135 чел. – безнадзорные, из которых 781 чел. - учащиеся. В детприемники-распределители направлено 328 подростков, из которых - 196 беспризорных и 132 безнадзорных. Из задержанных привлечено к уголовной ответственности 267 чел., из которых беспризорных – 11 чел, безнадзорных – 76 чел. В детские дома направлен 81 чел., в трудколонию 68 чел., трудоустроено на предприятия и в РУ 52 чел. Дети, имеющие родителей или лиц, их заменяющих, направлены в семьи. (Данных за IV квартал в документе не приводится). Места задержания все те же, что и ранее: кинотеатры, магазины, трамвайные остановки, театры, рынки. [5. Оп.1. Д. 3. Л.1-4].

Докладная записка начальника дорожного отдела милиции Приморского края «О борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью за II квартал 1945 года по Дорожному отделу милиции Приморского края» в адрес начальника управления транспортной милиции ГУМ НКВД СССР от 12 июля 1945 года дает возможность представить положение с мигрирующими детьми, пополняющими число безнадзорных и беспризорных. Так, в результате проведенных проверок во втором квартале 1945 года на железной дороге было задержано 373 подростка. Из них бежавших из детприемников-распределителей - 20 чел., из детских домов Наркомпроса – 29 чел., из РУ и школ ФЗО - 72 чел. и 50 чел. из сельских районов края. Среди задержанных 9 чел. из других территорий: Саратовской и Курганской обл., городов Чита, Новосибирск, Харьков.[3. Оп. 34. Д. 78. Л. 29]. Если в I квартале, как отмечается в докладной, было задержано 198 подростков, то во II-м уже 373. Основную причину такого роста автор докладной видит в окончании учебного года, проведении весенне-летних полевых работ, когда дети остаются без надзора. При этом он отмечает, что в основном это дети из городов Владивостока и Ворошилова.[3. Оп. 34. Д. 78. Л. 30]. В докладной приведены также виды мероприятий, осуществленных по предупреждению безнадзорности и беспризорности детей. В их числе: разъяснительная работа в школах, на ж/д транспорте, среди общественности; лекции, доклады с привлечением учителей, медицинских работников, партийных и комсомольских организаций ж/д транспорта; создание постоянной бригады комсомольцев для оказания помощи органам милиции. Для изъятия безнадзорных детей на железной дороге осуществлялось проведение массовых проверок. [3. Оп. 34. Д. 78. Л. 28].

В связи с ослаблением внимания со стороны сельских и поселковых Советов к детям, в годы войны оставшимся без родителей, к 1945 году выросло и число сельских детей, требующих определения в специальные детские учреждения и детские дома.[1.Оп. 3. Д. 53. Л. 25].

Рассматривая вопрос о состоянии борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в первый послевоенный год Владивостокский горком ВКП(б) на заседании бюро от 6 декабря 1946 года отмечает, что за прошедший год значительно возросло количество беспризорных и безнадзорных детей, задерживаемых органами МВД на улицах и в общественных местах. Только за 9 месяцев 1946 года во Владивостоке было задержано 1855 беспризорных и безнадзорных детей. Из них 314 детей, бежавших из детских учреждений, школ трудового обучения, ремесленных училищ из-за плохих условий содержания, 91 чел. - из неблагоустроенных детских приемников-распределителей. [4. Оп. 1. Д. 1036. Л. 109,110]. В г. Ворошилове в течение 1946 года органами МВД было задержано 1313 беспризорных и безнадзорных детей. Из них большинство – школьники.[6. Оп. 10. Д. 47. Л.

Как и в военное время число безнадзорных и беспризорных детей росло по причине низкого уровня учебно-воспитательной работы, неукомплектованности и низкого образовательного уровня педагогических кадров, практического отсутствия внеучебной воспитательной работы, причем, не только в детских домах и школах трудового обучения (ФЗО, ФЗУ и РУ), но и в общеобразовательных школах. Кроме этого, практически все детские дома занимали неблагоустроенные в большинстве здания, испытывали недостаток обуви, одежды, плохо питались. Плохо было поставлено санитарное и медицинское обслуживание. [4. Оп.1. Д. 1036. Л. 109]. К тому же, как следует из документов, недостаточно выполняли свою работу комиссии по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, а на некоторых территориях они по существу перестали работать. Образованные в 1942 году на основании постановления СНК СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», Приморская краевая, Уссурийская областная, Владивостокская и Ворошиловская городские комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, в обязанности которых входило ведение точного учета и определения детей, оставшихся без родителей, в соответствующие детские учреждения (детские дома, опеку, на патронат) и трудоустройство подростков старше 14 лет; организация детских комнат; организация на территориях справочно-адресных столов для оказания помощи родителям и родственникам в розыске отставших от них детей; обеспечение своевременного определения в детские учреждения детей, подлежащих вывозу из детприемников-распределителей, не проявляли должного внимания к выполнению задач, возложенных на них. [1. Оп. 3. Д. 42а. Л. 256; 1.Оп. 20. Д. 99. Л. 43; 7. Оп. 3. Д. 3. Л. 49].

Ведение точного учета и определения детей, оставшихся без родителей, в детские учреждения (детские дома, опека, патронат), пожалуй, было одной из главных задач органов народного образования в военное время. Дети поступали в детские дома из домов младенца, приемников-распределителей, от местного населения через отделы народного образования, из других детских домов. На конец 1945 года в крае действовало 11 детских домов Наркомпроса, 2 школы-интерната для глухонемых детей, лесная школа с общим числом детей в 1200 человек и 10 инициативных колхозных и профсоюзных детских домов числом детей в 250 человек. [8. Оп. 4 Д. 15. Л. 8]. Но и это количество детских домов не могло решить проблему с устройством детей, оставшихся без родителей. Все еще 230 детей оставались неустроенными. Крайне необходимо было открыть дополнительно 3 детских дома на 350 чел.[8. Оп. 4. Д. 15. Л. 9]. На основании постановления СНК СССР от 20 сентября 1945 года «О детских домах при промышленных предприятиях» в августе 1946 года Приморский крайком ВКП (б) предложил наиболее крупным предприятиям Приморья открыть ведомственные детские дома, в том числе комбинату «Приморскуголь» на 50 человек, Дальневосточному морскому пароходству на 75 чел., заводу № 202 (Дальзавод им. Ворошилова) на 60 чел., а также расширить детские дома г. Ворошилова до 200 чел, Калининского (ныне Дальнереченского) района до 100 чел. [7. Оп. 3. Д. 338. Л. 100, 101].

И все же, несмотря на недостатки в работе с безнадзорными и беспризорными детьми, а также в работе комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, за годы войны отделами народного образования было определено 907 детей на патронирование, 606 – на усыновление, 640 – было трудоустроено. [8. Оп. 4. Д. 15. Л. 9].

Источники:

1. ГАПК. Ф.Р-26. Приморский краевой Совет народных депутатов и его исполнительный комитет.

2. ГАПК. Ф.Р-85. Владивостокский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет.

3. ГАПК. Ф.П-68. Приморский краевой комитет КПСС.

4 .ГАПК. Ф.П-3. Владивостокский городской комитет КПСС.

5. ГАПК. Ф.Р-533. Прокуратура Приморского края.

6. ГАПК. Ф.П-80. Уссурийский городской комитет КПСС.

7. ГАПК. Ф.Р-1126. Уссурийский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет.

8. ГАПК. Ф.Р-7. Отдел народного образования исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов.

 

Главный археограф отдела использования и публикации документов Ю.П. Щуковская⁠