Чтобы увеличить изображение/открыть галерею, нажмите на изображение.
К 90-летию со дня рождения Г.А. Отаиной - этнографа, создателя первого нивхского букваря
Галина Отаина родилась 6 июля 1931 года в селе Маго Николаевского района Хабаровского края. Её отец и мать вели типичный для нивхов образ жизни: главным занятием было рыболовство. В 1937 году ее отец и его сводный брат были арестованы без суда и следствия. В 1938 году был репрессирован и дед.
С 1939 года по 1946 год Отаина училась в Магинской семилетней школе. В 1952 году после окончания Николаевского-на-Амуре педагогического училища, как лучшая выпускница, была направлена в Ленинград для продолжения учёбы. В 1956 году с красным дипломом закончила Ленинградский государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. После окончания института работала учителем в школе рабочей молодежи, методистом и преподавателем в Николаевском-на-Амуре педагогическом училище. С 1965 по 1968 годы училась в аспирантуре в Институте языкознания Ленинградского отделения Академии Наук СССР, избрав специальностью родной язык. С 1968 года работала в ДВНЦ - ДВО АН СССР. Её научные интересы касались истории и культуры нивхов.
В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Качественные глаголы в нивхском языке» и ей была присуждена ученая степень кандидата филологических наук.
Галина Александровна Отаина вела большую исследовательскую работу в полевых условиях, обследовала почти все территориальные группы нивхов, проживающих в низовьях Амура и на Сахалине. Собранные лингвистические, фольклорные и этнографические материалы позволили уточнить и дополнить новыми данными различные аспекты истории нивхов; языковые материалы выявили особенности функционирования говоров, фольклорные материалы дали много интересного в плане выявления этнокультурных контактов с другими дальневосточными коренными народностями. Результаты своих исследований Г.А. Отаина успешно внедряла в практику. Она участвовала в пяти коллективных и в одной собственной монографий. В соавторстве с нивхским писателем В.М. Санги ею написаны Букварь для сахалинских нивхов, учебник нивхского зыка и книга для чтения. Ею разработаны, опубликованы и внедрены в жизнь программы по нивхскому языку. Г.А. Отаина принимала участие в работе над серией «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» над изданием «История и культура нивхов», серии «Народы Дальнего Востока СССР». Всего у Отаиной опубликовано около 50 работ.
Отаина всячески старалась изыскивать все возможные пути для связи научных работ с практической жизнью. Она участвовала в многочисленных семинарах, совещаниях конференциях по различным проблемам малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока; в мероприятиях местных властей Сахалинской области и Хабаровского края по сохранению и развитию культуры народов Дальнего Востока в современных условиях: семинарах учителей нивхского языка, праздниках народностей Севера; консультировала культпросветработников, составляла докладные записки по вопросам социального и экономического развития нивхов по результатам экспедиционных работ в Комиссию по народностям (Новосибирск), в Совет Министров РСФСР, в Сахалинский облисполком.
В своих выступлениях по радио и в публикациях Галина Александровна Отаина неоднократно обращала внимание на проблемы малых народностей Севера. В статьях «Правда о моем народе», «А как думаем мы сами?» в газете «Дальневосточный ученый» № 36, № 47, за 1988 год Отаина пишет: «…Экстенсивный характер общесоюзной экономики привел к острой нужде в сырье и топливе, которыми богата территория проживания народностей Севера. Освоение этих ресурсов шло не комплексно, без связей с задачами социального развития коренного населения. Диктат ведомств сочетался с полным игнорированием мнения местных Советов и населения. Отождествление концепции развития районов проживания народностей Севера и собственно концепции развития народностей Севера привело к тому, что целый блок проблем: рождаемости, смертности, брачности, воспитания и образования, национальных отношений, духовной культуры - оставался в тени.
Успешное разрешение всех этих проблем невозможно, по нашему мнению, без предоставления этим народностям самоуправления…
Будь у них самоуправление, они бы смогли:
И первым шагом к самоуправлению должен быть II съезд народностей Дальнего Востока. Они должны сами решать, как жить. Ведь идея В.И. Ленина, в том и заключалась: помочь народам, чтобы потом они сами строили свою жизнь, становились творцами своей истории».(ф.Р-1625, оп.1, д.43, л.3, л.4).
В 1989 году Г.А. Отаина была зарегистрирована доверенным лицом кандидата в народные депутаты СССР Е.А. Гаер, а в 1990 году - кандидата в народные депутаты РСФСР А.Ф. Старцева, являлась членом экспертной группы подкомиссии Верховного Совета СССР при комиссии «Национальная политика и межнациональные отношения». В 1990 году принимала участие в работе съезда малочисленных народов Севера СССР.
В 1993-1995 годах участвовала в проектах фонда «Культурная инициатива» Российского фонда фундаментальных исследований. Международного научного фонда поддержки гуманитариев.
В 1994 году Г.А. Отаина была избрана членом-корреспондентом Дальневосточного отделения Российской академии естественных наук.
14 декабря 1995 года Галина Александровна Отаина после продолжительной болезни скончалась.
В своей автобиографии, написанной в 1989 году, Г.А. Отаина пишет: «…Высшее образование я получила только благодаря гособеспечению в институте. Все последующие 30 с лишним лет пыталась отработать этот свой долг государству.» (ф. Р-1625, оп.1, д.153, л.1).
Из очерка «Тетради из Ноглик» авторов Г.А. Отаиной, П.Я Гонтмахера: «…У древних греков, основателей Олимпийских игр, самым оскорбительным для человека было выражение: «Он не умеет ни читать, ни плавать» Интересно отметить, что у нивхов нанайцев, удэгейцев были подобные изречения, в переводе означающие: «Он не умеет охотиться или рыбачить». Такой человек не пользовался уважением соплеменников, он, как правило, был физически слаб и не подготовлен к суровой жизни таежного охотника и рыболова. Про таких нивхи говорили «ынг варк моркад» - «рот только живой», подразумевая, что такой человек может только говорить или есть. Понятия красоты и здоровья у нивхов взаимосвязаны… Красота и точность в жизни охотника были не чем-то изолированным, а представляли неразрывное целое. Точное движение должно быть красивым, красивое, как правило, точным. Без этого нет единства, нет настоящего добытчика. Он труженик и труд его полон гармонии и красоты…» (ф. Р-1625, оп.1, д.45, л.л.7-8).