Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта


8 (423) 229-57-42

arhivpk@bk.ru

Поиск
глаз icon

Арсеньев и кино (к 150-летию со дня рождения В.К. Арсеньева)

Чтобы увеличить изображение/открыть галерею, нажмите на изображение.

Арсеньев и кино

(к 150-летию со дня рождения В.К. Арсеньева)

Из воспоминаний бывшего сотрудника газеты «Красное Знамя» Макса Поляновского о встречах с Арсеньевым (ф. Р-370, оп.6, д.68, л.1 - л.4):

«Уважаемый Владимир Клавдиевич, - книгу Вашу я читал с великим наслаждением… Вам удалось объединить в себя Время и Фенимора Купера – это, поверьте, неплохая похвала», - так писал Максим Горький В.К. Арсеньеву, автору книг «Дерсу Узала», «В дебрях Уссурийского края» и «Лесные люди - удэхейцы».

В 1927 году из Москвы во Владивосток прибыла небольшая группа киноработников. Выгрузили их ящики и на каждом увидели крупную надпись: «Экспедиция Совкино». Ее возглавляли режиссер Александр Литвинов и оператор Павел Мершин. Им поручили снять первые документальные фильмы о самых глухих местах недавно освобожденного от интервентов Дальнего Востока.

Сделать это не смогли бы без помощи Арсеньева, разведчика и выдающегося исследователя Дальневосточного края.

Владимир Клавдиевич, по своей привычке, приглядывался к киноработникам, прощупывал их и устраивал им своего рода экзамены на выносливость. Он то знал, как сложно давался каждый шаг по тайге. В ту пору техника в дебри не проникала. Выносливость требовалась исключительная.

Лишь убедившись в этих качествах кинематографистов, Арсеньев стал их помощником и консультантом. Он стал редактором выпущенных в 1928 году двух фильмов - «Лесные братья» (об удэге) и «По дебрям Уссурийского края».

Арсеньев, занятый своими научными делами, не мог выехать с экспедицией. Но именно он был самым популярным человеком среди обитателей русской тайги.

В конце прошлого столетия Арсеньев, еще молодой  русский офицер, отважился двинуться вглубь таинственных дебрей, чтобы исследовать их. Всю свою жизнь Владимир Клавдиевич был неустанным следопытом изумительного, огромного, мало обжитого края.

Гольды, гиляки, удэ, тунгусы, ламуты, орочоны полюбили справедливого доброго «руса» - Арсеньева. Неукоснительно выполнял он их просьбы и поручения, охранял их интересы и пользовался высоким доверием у этих бесхитростных, правдивых людей, которых бесстыдно обирали колонизаторы.

Арсеньев стремился помочь создателям будущего фильма, быть может, сразу двух. Но не отпускать–же новичков одних в тайгу. Он вызвал во Владивосток Сунцая Геонка.

Этот не очень старый удэгеец, не однажды ходил в походы вместе с «русом» и с Дерсу Узала. Сунцай согласился стать проводником экспедиции по Уссурийской тайге. Летом 1928 года с его и Арсеньева помощью удалось создать две кинокартины. В них, вместе с другими обитателями тайги был запечатлен на киноленту и Сунцай Геонка.

Первый  закрытый просмотр снятых в тайге, не совсем еще законченных фильмов, проходил во Владивостоке. Пригласили на этот просмотр, конечно, и Сунцая.

- Пусть впервые поглядит кино, - сказал Владимир Клавдиевич.

- Он несколько месяцев с вами ездил, видел вашу работу, а что вы там делали, ему толком и непонятно. Посмотрит фильм – уразумеет кое-что.

На просмотре, состоявшимся в кинотеатре «Уссури» мы сидели рядом – Арсеньев, Сунцай Геонка и я. В затемненном зале можно было наблюдать за ним. Как же удивился удэгеец, увидев на вспыхнувшем от яркого света экране знакомые ему места, известных ему людей, и наконец, самого себя – Сунцая Геонка.

Взволнованный таежник вскакивал с места, хватал за руку Арсеньева, чтобы подтащить его ближе к экрану и, показывая  на полотно, восклицал:

- Смотри капитана, смотри. Это моя…моя! Это Сунцай. А вот десять копеек побежал, - закричал Сунцай, увидев появившегося на экране бурундука, за которого в фактории платили гривенник.

У кинорежиссера, наблюдавшего за Сунцаем, возникла мысль сделать эту сценку концовкой одного из фильмов. Таким путем можно было показать В.К. Арсеньева зрителям и множеству читателей его популярных книг.

         Так и сделали. Фильм завершался появлением экрана на экране…

         Поздней осенью того же 1928 года мы снова встретились с Владимиром Клавдиевичем уже в Москве. Автор известных книг, он выступал в столице с докладами о Дальнем Востоке, к тому времени отмечавшим свое первое пятилетие под советским флагом.

Кинорежиссер Александр Литвинов пригласил таежного следопыта посетить кинофабрику. Там в просмотровом кинозале  Арсеньеву были показаны полностью законченные  первые фильмы, снятые на Советском Дальнем Востоке. Фильмы, сделанные при его ближайшем участии, показавшие зрителям его самого – русского Фенимона Купера.

После просмотра Владимир Клавдиевич встретился с руководителями кинофабрики, высказал свои соображения и пожелания по поводу новой киноэкспедиции Литвинова на Камчатку.

Вскоре Арсеньева не стало.  Замечательный землепроходец, разведчик тайги скончался. Болезнь оборвала его жизнь на 58 году.

Есть еще город Арсеньев. Он создан в Уссурийской тайге…

В нашей стране и за рубежом продолжают переиздаваться книги мужественного исследователя, который после своего ухода воплотился в новый город

….в пароходы

в строчки

и в другие долгие дела…».

В апреле 1974 года в окрестностях города Арсеньева киностудия «Мосфильм» приступила к съемкам фильма «Дерсу Узала» по одноименному роману В.К. Арсеньева.

Идея создания фильма принадлежала знаменитому японскому режиссеру Акиро Куросаве.   Куросава давно мечтал сделать экранизацию романа Владимира Арсеньева "Дерсу Узала". Как выяснилось, это было одно из его любимых произведений. Сценарий картины был написан  Куросавой в соавторстве с известным советским писателем и драматургом Юрием Нагибиным.

На роль Арсеньева был утвержден Юрий Соломин. Куросава долго искал артиста походящего для роли Дерсу. Таким артистом стал Максим Мунзук из тувинского музыкального театра. Впоследствии  Куросава называл М. Мунзука самым любимым актером.

В 1975 году фильм «Дерсу Узала» завоевал главный приз IX Московского международного кинофестиваля и получил главную кинопремию США "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.

24 октября 1975 года в городе Арсеньеве в кинотеатре «Космос» состоялась торжественная премьера фильма. Исполнители главных ролей Максим Мунзук  и Юрий Соломин были удостоены звания «Почетный гражданин города Арсеньева», а в 2002 году по ходатайству жителей города это звание было присвоено и Акиро Куросаве.

26 октября 1975 года фильм был показан во Владивостоке.

Из статьи «Дерсу Узала» в Приморье» в газете «Красное Знамя» за 28 октября 1975 года: «В гости к приморцам приехала творческая группа студии «Мосфильм», принимавшая участие в съемках этой цветной двухсерийной ленты. Ее демонстрации с нетерпением ожидали зрители нашего края. Во-первых, книга В.К. Арсеньева, по которой написан сценарий, известна и любима в Приморье, во-вторых, большая часть съемок велась в Уссурийской тайге, на озере Хасан и уже тогда многие приморцы помогали мосфильмовцам, встречались с ними на творческих вечерах. Немаловажное значение имеет и то, что «Дерсу Узала» награжден золотой медалью на последнем международном кинофестивале в Москве…

Приморцы тепло встретили поэтичный, глубоко человечный фильм «Дерсу Узала»…».

Согласно результатам различных опросов, картина часто присутствует в списках величайших фильмов, снятых за всю историю кино.

Фотографии