Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Владивосток, ул. Командорская, 11, строение 11


Наш адрес
+7 (432) 229 54 31

Временный телефон ГАПК:
236-00-70


Приемная

Из истории государственно-церковных отношений в 20-50-е гг. XX столетия (по документам Государственного архива Приморского края)

Произошедшие изменения в общественном устройстве страны и в сознании её граждан в последней четверти XX столетия вызвали интерес к исследованиям, предметом которых является история религии и история взаимоотношений государства и церкви.

В связи с обозначившейся тенденцией, сотрудниками отдела использования и публикации документов Государственного архива Приморского края проделана большая работа по выявлению в фондах госархива документов, имеющих отношение к истории Русской православной церкви (далее - РПЦ), других конфессий на территории Приморья, а также к деятельности структур, которые осуществляли не только контроль и наблюдение за проведением в жизнь "Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви", но и регулировали деятельность религиозных учреждений в соответствии с политикой партии и правительства в период с 1923 по 1991 гг., то есть со времени установления советской власти и до распада СССР и образования РФ.

Выявление проходило по фондам бывших партийных структур (Приморского губернского комитета РКП(б), Владивостокского окружного иПриморского областного комитетов ВКП(б) и Приморского краевого комитета КПСС); органов государственной власти (Приморского губисполкома, Владивостокского окрисполкома, Приморского облисполкома и Приморского крайисполкома).

Цель настоящего сообщения - представить комплекс документов по теме "Религия и власть", которые находятся на хранении в Государственном архиве Приморского края. Сообщение ограничено периодом с 20-х по 50-е гг. прошлого столетия, когда формирование взаимных позиций проходило так драматично и болезненно, а сами документы отличаются разнообразием как по видам, так и по содержанию.

Основу выявленных документов составляют: протоколы, стенограммы, резолюции, постановления и решения, отчеты, справки, информации, докладные письма и записки.

По принятому в январе 1918 г. "Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви" отношения церкви и государства менялись коренным образом, РПЦ теряла статус официальной, государственной, лишалась привилегий, земли и собственности. Отныне все конфессии на территории России уравнивались в правах. Все имущество существующих и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Вслед за этим Декретом были приняты и другие, по которым определялся порядок изъятия ценностей, находящихся в пользовании церквей, монастырей, а также групп верующих. К ним же была разработана и инструкция о порядке изъятия этих ценностей. В соответствии с этими актами здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, по особым постановлениям местной власти отдавались в пользование религиозных обществ.

Документы, относящиеся к этому периоду раскрывают сущность и содержание мероприятий, направленных на реализацию декретов. Они дают возможность проследить, как конкретно на местах проходило введение в действие нормативных и иных актов, циркуляров и инструкций центра.

30 марта 1923 г. постановлением Приморского губисполкома на территории Приморской губернии вводился в действиеДекрет "Об отделении церкви от государства". 1

Но еще 8 февраля 1923 г. Приморским губкомом РКП(б) была образована комиссия для работы по учету имущества религиозных обществ под председательством начальника ГПУ. 2

Как свидетельствуют документы, местными властями была проведена беспрецедентная работа по инвентаризации культового имущества, передаче его в бесплатное пользование верующим. Изъятие и передача должны были, в соответствии с инструкцией, происходить на основе составленных и заверенных местной властью описей имущества и договоров с группами верующих.

В фонде Владивостокского окрисполкома имеются целые дела, составленные из документов по переписке и договорам на аренду церковных зданий, инвентаризационным ведомостям церковного имущества. В них речь идет не только об имуществе РПЦ, но и других религиозных обществ. Например, в деле "Договоры на аренду церковных зданий, инвентаризационные ведомости церковного имущества, списки верующих, устав Владивостокской общины баптистов" имеется договор на передачу богослужебного имущества в бессрочное, бесплатное пользование группе верующих христиан баптистского вероисповедания г. Владивостока. В договоре отмечено, что верующие, заключив договор, обязуются беречь переданное им народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению. 3

Проведение в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и учета церковных ценностей не везде проходило гладко. Например, об этом свидетельствует факт, упомянутый в обзоре состояния и работы Приморской парторганизации за летний период 1923 г., составленном Дальбюро ЦК РКП(б) "... проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государства и учета церковных ценностей ... породило на местах сопротивление части населения, доходившее до столкновений ... " 4

Безусловно, дефицит квалифицированных кадров как в партийных структурах, так и в исполнительных органах, острота классовой борьбы не могли не привести к перегибам и ошибкам. 11 декабря 1923 г. Приморский губком РКП(б) направляет в адрес партийных комитетов городов и районов Приморской губернии циркуляр "Об отношении к религиозным организациям", в котором отмечается: " ... необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма ... помнить, что работа ... зависит не от гонений верующих, а от тактичного отношения и терпеливой, вдумчивой критики религиозных предрассудков, серьезной исторической освещенности идеи бога, культа, религии и прочее". 5

Партийными органами рекомендовалось не предпринимать репрессивных мер против верующих, а ограничиваться усиленным ведением агитации и идейной пропаганды против религии. 6

В ряду репрессивных мер упоминаются такие, как закрытие церквей и молитвенных помещений по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а также путем голосования на собраниях с участием неверующих, за невзнос налогов; арест "религиозного характера" и другие. 7

Воспитание в духе коммунистической идеологии не могло, безусловно, осуществляться без проведения антирелигиозной пропаганды, которая занимала особое место в работе созданных при партийных структурах отделов агитации и пропаганды. Антирелигиозная работа в первые годы советской власти на территории Приморской губернии осуществлялась в таких формах, как: создание антирелигиозных кружков, проведение лекций на антирелигиозные темы, организация уголков безбожников, изучение религиозных группировок (касалось сектантства). Впоследующие годы прибавились такие формы, как издание стенных газет, проведение вечеров вопросов и ответов, публикации статей на антирелигиозные темы, привлечение к работе учителей, агрономов, вечера молодежи с устройством спектаклей, концертов, живых журналов, танцев и других мероприятий. 8

Необходимо отметить, что партийные органы, учитывая специфику Приморья в национальном отношении, принимали решения, касающиеся религиозного состояния корейского населения. Например, на заседании агитпропкомиссии Посьетского (ныне Хасанского) РКП(б) от 20 декабря 1927г. отдельно рассматривался вопрос "О религиозном состоянии района и перспективы антирелигиозной пропаганды". В докладе отмечалось ослабление влияния православия и заметное усиление влияния сектантских общин, указывалось значение антирелигиозной пропаганды. 9

Не оставляли своим вниманием партийные и государственные органы и такую категорию населения Приморья,

как "восточные" рабочие. Например, на своем заседании актив бюро Владивостокского горкома ВКП(б) от 14 сентября 1932 г.рассматривал вопросы антирелигиозной работы среди восточных рабочих в связи с восточным Новым годом. Планировались выпуски листовок на китайском. корейском языках, плакатов, лозунгов, проведение выставок, митингов, бесед по общежитиям и клубам, интернациональных вечеров, постановок, бесед на радио на восточных языках и других мероприятий. 10

Как свидетельствуют документы, в целом антирелигиозное просвещение старалось вписаться в работу по ликвидации безграмотности, работу клубов, изб-читален, сельскохозяйственных кружков и т.д.

Политика лояльности по отношению к религиозным организациям и относительная поддержка их в первые годы советской власти привела к тому, что к середине двадцатых годов стала активно расти численность религиозных общин. Что, в свою очередь, не могло не вызвать беспокойства со стороны власти, и прежде всего, партийных структур, как главных идеологов. Это беспокойство вылилось в проведении строгого учета всех существующих на территории Владивостокского округа (1926 - 1930 гг.) религиозных общин и группировок. Как отмечалось в справке Владивостокского окружного комитета ВКП(б) "О религиозном состоянии округа и наших задачах" от 27 июня 1927 г. " ... за 4 года советской власти религиозные группировки всех оттенков успели окрепнуть, развиться и начинают влиять на рабочих и особенно на крестьянские массы ... " 11

В справке имеются сведения обо всех религиозных течениях в округе, месте их нахождения, в том числе о тех, которые имеют преобладающее положение; дана также характеристика основных религиозных направлений по количественному и социальному составу, по отношению к советской власти.

Ужесточение общегосударственной политики, несомненно, повлекло за собой и деформацию государственно-религиозных отношений. Лозунг "усиления классовой борьбы" в период коллективизации практически свернул антирелигиозную работу. Из документов партийных и государственных органов, в том числе местного уровня, постепенно исчезают порицания перегибов в пропаганде, осуждения беззакония в отношении верующих. Отношения с религиозными обществами переходят в стадию администрирования, запретов, строгой регламентации их жизни, а также необоснованных закрытий культовых зданий. Например, на заседании бюро Владивостокского ГК ВКП(б) от 4 февраля 1931 г. за передачу помещения красного уголка пуговичной фабрики в г.Владивостоке под молельный дом адвентистам были приняты меры воздействия на партийную ячейку фабрики, был распущен ФЗМК, переизбрано бюро ВЛКСМ, а сам факт передачи был назван грубейшим нарушением линии партии в борьбе с религией. 12

В конце 20-х - 30-х гг. местными органами власти принимаются решения о закрытии церквей, о перерегистрации и ликвидации религиозных общин. Здания закрытых церквей передавались под клубы, школы и другие учреждения и предприятия. Например, на заседании Владивостокского окрисполкома от 10 мая 1929 г. решался вопрос о передаче здания Покровской церкви под клуб профсоюзу пищевиков; 13 постановлением оргкомитета Президиума ВС РСФСР по Приморскому краюот 3 апреля 1939 г. закрывалась православная церковь в г.Ворошилове (г.Уссурийск), 14 а само здание передавалось под размещение в нем краеведческого и антирелигиозного музеев 15;

решением Приморского облисполкома от 4 августа 1935 г. здание католического костела было передано под размещение краевого архива. 16

Такое посягательство на права верующих, к тому же гарантированные Декретом об отделении церкви от государства, не могло не обойтись без сопротивления с их стороны. Может быть, оно не имело массового характера, но факты имели место. Что подтверждают документы партийных органов. В фонде Приморского обкома ВКП(б) имеются документы, в которых говорится о борьбе церковников (такое название верующих характерно для 20-50-х гг. XX века) против колхозного строительства, вплоть до гибели людей. Об этом свидетельствует так называемое "Ахобинское дело". 17

Недовольство закрытием церквей вызвало, в свою очередь, применение административных и репрессивных мер со стороны власти: исключение из партии за религиозные убеждения, за принадлежность к различным сектам, даже за дачу рекомендации для вступления в партию верующему или тому, кто исполнял культовую должность ранее, за сокрытие религиозных родственников. 18 В фонде Приморского обкома ВКП)б) имеется отдельное дело

Обзоры карательной политики по делам контрреволюционных преступлений, рассмотренных постоянной сессией спецколлегии ДВ крайсуда за период 1935 - 1936 гг.

, в котором приведены дела по обвинению служителей культа в занятии контрреволюционной агитацией и пропагандой, в выступлениях против советской власти. 19

В период сороковых - середины пятидесятых годов XX века отношения государства и церкви потеплели. Это было связано с патриотической позицией церкви в годы Великой Отечественной войны. Для урегулирования государственно-церковных отношений при СМ СНК СССР были созданы специальные органы: Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов, на которые возлагался контроль за соблюдением законодательства о культах.

Как свидетельствуют документы, местные органы власти в эти годы оказывали всяческое содействие верующим. Открывались церкви, регистрировались новые общины. В 1944 г. по решению Владивостокского горисполкома группе верующих для открытия русской православной церкви было передано здание по Океанскому проспекту, 11 (впоследствии церковь была переведена на ул.Махалина) 20 ; в 1949 г. решением Приморского крайисполкома была зарегистрирована община евангельских христиан-баптистов в г.Лесозаводске. 21

Однако этот процесс относительной свободы отправления культов имел две стороны. Во-первых, это сказалось на состоянии антирелигиозной работы и атеистической пропаганды. С конца 40-х гг. партийными органами отмечается ослабление культурно-просветительской работы и пропаганды естественно-научных знаний. В справках, информационных письмах, направляемых с мест в адрес краевого комитета ВКП(б) не только характеризуется состояние религиозности и антирелигиозной работы, но и содержатся попытки анализа причин и ошибок при осуществлении пропаганды атеизма. Например, в постановлении крайкома ВКП(б) от 11 апреля 1949 г. отмечалась слабая направленность антирелигиозной работы на преодоление пережитков капитализма в сознании трудящихся, на разоблачение религиозных суеверий и предрассудков, а в лекциях на естественно-научные темы недостаточно уделялось внимания материалистическому объяснению явлений природы. 22 А вот очень любопытный факт:

...вследствие запущенности политической и культурно-массовой работы среди удэгейского населения ... за последнее время ... усилили свою деятельность шаманы, организуя национально-религиозные обряды" ... 23

Пожалуй, впервые в партийных документах в качестве одного из серьёзных недостатков в антирелигиозной работе признается, что велась она, в основном, против РПЦ, которая являлась наиболее сильной и самой массовой организацией верующих. 24

Во-вторых, следствием такой политики государства в этот период являлся значительный рост религиозных объединений, количества верующих, причем, как отмечается в партийных документах, продолжался рост числа сект, не относящихся к РПЦ: баптистов, евангельских христиан-баптистов, иеговистов, пятидесятников и других. Уже к 1944 г. Приморский крайком ВКП(б) отмечал активность религиозных организаций во всех районах края. Особенно это проявлялось в городах Владивостоке, Арсеньеве, Сучане, (ныне Партизанск) 25 и в районах: Кировском, Красноармейском, Пожарском, Тернейском, Тетюхинском. 26

Религиозными организациями для распространения своей идеологии использовались различные формы и методы, в том числе проповедническая и благотворительная деятельность, индивидуальная обработка граждан, особенно молодежи. 27 Как отмечалось на заседании бюро Приморского крайкома КПСС от 23 декабря 1958 г.

... за 1955-1958 годы сектанты и церковники почти удвоили свой состав, создали актив, более чем вдвое увеличили свои доходы, укрепили материальную базу. Они вкладывают большие деньги в строительство и ремонт существующих церквей и молельных домов. Они всячески приспосабливаются к современным условиям и проявляют большую изобретательность в применении мер привлечения населения ... 28

Мириться с таким положением партия и государство не могли. В середине 50-х гг. ЦК КПСС был принят ряд постановлений, которые касались мер по ликвидации ошибок и недостатков в научно-атеистической пропаганде и определяли программу развертывания системы научно-атеистического воспитания. С этого момента атеизм в упрощенном его варианте становится компонентом государственной идеологии. И вновь закрутилось колесо испытанной не раз уже политики в отношении религиозных обществ: строжайший учет самих обществ, их имущества, закрытие культовых зданий, увеличение налогов и т. д. В 1965 г. происходит объединение Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов в один орган - Совет по делам религий при СМ СССР. В функции Совета, которые реализовывались через институт Уполномоченных, кроме контроля за соблюдением законодательства о культах, вменялось также наблюдение и содействие в проведении в жизнь указов, постановлений и распоряжений СМ СССР по вопросам, касающимся религиозной жизни граждан. Деятельность религиозных общин, таким образом, ограничивалась и строго регламентировалась мощным административно-командным аппаратом все последующие десятилетия.

_________________________________

1 ГАПК. Ф.Р-1119. Оп.1. Д. 2.Л. 12
2 Там же. Ф.П-61. Оп. 1. Д. 97.Л. 12об
3 Там же. Ф.Р-86. Оп. 5. Д. 3.Л. 198 4 Там же. Ф.П-61. Оп. 1. Д. 106.Л. 31,32
5 Там же. Ф.П-61.Оп. 1.Д. 320.Л. 17
6 Там же. Л.18
7 Там же. Д. 95.Л.51об,54-54об.
8 Там же. Ф.П-67. Оп. 1. Д. 135.Л.74
9 Там же. Л. 45,74
10 Там же. Ф.П-3.Оп. 1. Д. 400.Л.113-115
11 Там же. Ф.П-67. Оп. 1. Д. 110.Л 15-18
12 Там же. Ф.П-3. Оп. 1. Д. 254.Л.86,87
13 Там же. Ф.Р-86. Оп. 5. Д. 6.Л.36
14 Там же. Ф.Р-26.Оп.1. Д.14. Л.63
15 Там же. Л.63
16 Там же. Ф.Р-54. Оп. 30. Д .11. Л.3
17 Там же. Ф.П-1. Оп. 1. Д. 611.Л.13,14
18 Там же. Д. 443.Л.5, 27об
19 Там же. Л.6,7
20 Там же. Ф.Р-20. Оп. 3. Д. 47.Л.183
21 Там же. Ф.Р-85. Оп. 5. Д. 33.Л.174
22 Там же. Ф.Р-26. Оп.22. Д.43. Л.90
23 Там же. Ф.П-68. Оп. 6. Д. 108.Л.172
24 Там же. Д.144. Л.48-50
25 Там же. Д. 210.Л.16-19
26 Там же. Д. 51.Л. 71; Д.71. Л.19; Д. 185.Л.175,176
27 Там же. Оп. 6. Д. 210.Л.16-19
28 Там же. Д. 312.Л.175-180